РУКА ОБ РУКУ С ЧУДОМ
О спектакле «Забытая мечта» в Театре кукол
Уходящий год Екатеринбургский театр кукол решил завершить трогательной постановкой. В преддверии новогодних праздников, когда всё вокруг замирает в ожидании чуда, авторы новой пьесы Семён Вяткин и Евгений Сивко постарались напомнить не только маленьким, но и взрослым зрителям о том, как важно, чтобы волшебство было рядом всегда, а не только в особенную пору. Иначе легко оказаться уязвимым перед неумолимой серостью мира: именно это и случилось с Джованни Манчини, главным героем спектакля «Забытая мечта».
На сцене, сидя перед зрителями на корточках, ёжится и греет руки скромный и грустный человек с живым и ярким итальянским именем — Джованни Манчини. Похожий, благодаря актёру Александру Шишкину, на петербургского интеллигента и бронзового ангела из Измайловского сада, он кажется чужим в пёстром и цветном мире, который вырастает вокруг него. Это совсем не холодный, неприступный Петербург или любой другой русский город, окоченевший и потерявший краски с наступлением зимы — художник-постановщик Юлия Селаври переносит на сцену тёплое безымянное итальянское местечко, где, кажется, не радоваться жизни очень трудно. Именно этим здесь каждый день занимаются все, но только не Джованни, чей плохонький серый домик с пластиковыми решётками неловко горбится среди разноцветных башенок, а самого его на улицах преследует Пьеро (Дарья Юшина), играющий печальную скрипичную мелодию.
В «Забытой мечте» воссоздаётся аура кинокомедий 60-70-х годов — с закадровым итальянским голосом рассказчика и синхронным переводом на русский. Такой ход с первых минут парадоксально, вопреки иностранному языку, окутывает чем-то родным: ностальгией, духом старых диснеевских мультфильмов, несовершенством и многослойностью винтажного кино. Даже свет, приглушённый и как-то по особенному тёплый, возвращает зрителя в детство. А поддерживают эту атмосферу цирковые фокусы, которые для кукольного спектакля оказываются явлением очень органичным, практически бытовым.
Потому бедняга Джованни, хронический неудачник по сюжету, напоминает грустного клоуна, над которым по цирковой традиции постоянно подтрунивает кто-то другой. В спектакле тем, кто насмехается над героем, оказывается его обманчиво блёклый и скучный дом, где переваренные макароны могут вылезти из кастрюли и заполонить всю комнату, стройный ряд фарфоровых горшочков — превратиться в хорал и проникновенно спеть «Аллилуйя», а крошечный кукольный Фигаро из «Женитьбы» Моцарта, идущей по телевизору, вместо назиданий для Керубино будет настойчиво, на смеси лёгкого итальянского и сурового русского, требовать от Джованни не стать мужчиной, как в тексте оперы, но открыть таинственную посылку.
Её главный герой получает от торопыги-почтальона Луиджи (Алексей Юшин). Он уже вырос, но каким-то чудом сохранил в себе детскую непоследовательность, впечатлительность, удивление всему, что творится вокруг. Таковы и остальные жители итальянского городка. Мастер-ломастер Карло (Евгений Зимуков), отчаянно напоминающий кого-то из второстепенных персонажей Хаяо Миядзаки, не боится совершать ошибок в любимом деле и не бросает его при первой же оплошности.
Суровая и царственная богатая вдова Белладонна (уморительный Валерий Полянсков) вопреки высокопарному нраву ещё способна с трепетом заботиться о своей четвероногой подружке Жозефине, пусть и злой, но очень милой. А очаровательная Розалинда (Анастасия Зырянова) продолжает выращивать красивые цветы несмотря на то, что уже не может их видеть. Атмосфера немой итальянской комедии вкупе с фокусами даёт артистам волю для пантомимы, отчего персонажи их выглядят ещё харизматичнее. Вся эта непосредственная галерея портретов может быть и не прямо, но явно намекает Джованни на то, что в его жизни что-то идёт не так. Не зря же он отчаянно пытается избавиться от принесённого Луиджи загадочного альбома.
Джованни Манчини, как и любого взрослого, снедает быт — а в спектакле он буквально бунтует против героя. Как ни печально, с возрастом человек затирается, сереет, теряется в себе и перестаёт замечать яркие цвета вокруг. Самое ужасное — то, что он сам заворачивает себя в эту иллюзию, точно как Джованни кутается в серое пальто и тусклые балахоны, отчуждённо отгораживается в своей каморке от остальных героев, которые, к слову, совсем не боятся быть собой. Даже за музыку, благодаря которой можно хоть на краткий миг воспарить над своей унылой обителью, главный герой уже почти не хватается: может, и мастерски дирижирует хором из горшочков, но танцует всё-таки невпопад. А к тёплым воспоминаниям прошлого и к тому, что может всё изменить, боится прикасаться как к огню.
Мир вокруг обычно не имеет ничего против подобного развития событий: так легче приспособиться и выжить. Однако в «Забытой мечте» он прорывается сквозь созданную взрослым человеком блёклую пелену ярким цветом и добрым протестом — потому постановщики и решают интегрировать в спектакль множество фокусов. Так они просят отринуть рациональное и вспомнить, как вытянутая из кармана иллюзиониста длинная связка платков когда-то заставляла разинуть рот от искреннего удивления. Весь спектакль работает на то, чтобы вернуть каждому зрителю ощущение именно рукотворного, живого чуда — бесчисленными возможностями техники публика давно сыта по горло. Всё-таки именно в человеческом, несовершенном и потому иногда необъяснимом мы до сих пор находим своё спасение.
Благодаря подозрительной для неудачника ловкости рук и памяти самых обычных вещей Джованни, наконец, вспоминает, кто он на самом деле. Всё-таки действительно клоун, только не грустный, а весёлый и жизнерадостный, готовый удивлять и радовать всех вокруг. Таким Джованни хотел быть ещё с детства, но пока в спектакле несколько затруднительно восстановить эту взаимосвязь — издержки сжатой версии. Помогает только тот самый альбом, в котором оказываются бережно собранные маленьким Джованни фотографии цирковых артистов. Тем не менее, улыбка Александра Шишкина, случившаяся впервые за весь спектакль, обезоруживает, ровно как и преображение дома Джованни, заигравшего красками. Своим чудом главный герой делится с остальными — к примеру, снимает с Розалинды затёртые очки, чтобы она тоже смогла увидеть всю красоту окружающего мира. Ведь это на самом деле так просто: стоит только перестать сопротивляться самому себе, не стесняться и снова взять свою мечту за руку. Она на самом деле идёт рядом с нами всегда.
Источник: https://культура.екатеринбург.рф/common_content/item/theater_post/1138
