ПУТЬ АКТЕРА - ИЗ «ТРУДНОГО ДЕТСТВА»
В феврале 2025 года в Екатеринбургский театр кукол пришла новость, радостная и долгожданная. Указом Президента РФ актеру Максиму УДИНЦЕВУ присвоено звание «Заслуженный артист России».
Путь в театр у Максима начался в школе № 113 на Уралмаше, еще в четвертом классе. Две молодые учительницы Лариса Сулина и Ирина Воробьева создали агитбригаду и набирали участников. «Мы сидели с другом на уроке истории и, как обычные нормальные школьники, рисовали на парте, — вспоминает Максим, — после урока учительница говорит: «Удинцев, останься». Я думал, что сейчас придется парту мыть. А она мне: «В агитбригаду не хочешь?». Как сейчас помню: «Спички зажигать не будем, мы об этом не забудем. Если мы пожар найдем, сразу взрослых позовем…».
Со временем формат изменился в театральную сторону, агитбригада стала студией «Трудное детство». Появились первые спектакли и первые роли: заглавная в «Щелкунчике», Лель в «Снегурочке». Театральная студия становилась популярной среди школьных коллективов, начались поездки на фестивали.
После школы будущий «заслуженный» сначала и не думал связывать свою жизнь с театром. Хотел поступать в Свердловский инженерно‑педагогический институт, но срезался на экзаменах. Работал на Уралмашзаводе, и даже получил третий разряд токаря. И только после этого пришло решение пойти поступать в театральный. Театр кукол был незнаком, знал только, что там белочки и лисички, поэтому документы подал на актера драмы, на курс Алексея Васильевича Петрова. Но и тут срезался, на втором туре.
О своей неудаче рассказал Ларисе Анатольевне Сулиной, позвонил из будки телефона‑автомата: так и так, на этом театральная моя судьба заканчивается. «Она мне говорит: иди на куклы, — вспоминает Максим, — вы, говорю, чего? Где я — и где куклы? Нет, иди. Тогда набирал курс Сергей Константинович Жуков. Ну, и… Втянул меня Сергей Константинович, заразил».
По окончании ЕГТИ Максим был сразу принят в труппу Екатеринбургского театра кукол. Вместе с ним пришли однокурсники — Оксана Андрейчук, Денис Скворцов и Алексей Шашилов. Но в итоге остался только он.
У него одна запись в трудовой книжке, датированная 1997 годом. Как раз в то время шла работа над спектаклем «Дон Жуан», и молодого актера хотели в нем занять, но Максиму пришла повестка в армию. Так что о сцене пришлось позабыть на два года. По‑настоящему трудовая деятельность в театре началась после демобилизации. Потянулась вереница ролей. Принц в «Золушке», Итальянец в «Теремке» (за эту роль Максим получил внутритеатральную премию в номинации «Лучшая мужская роль»), Арлекин в «Картинках с выставки» (в спектакль его ввели в 2002 году) и многие‑ многие другие.
На сегодняшний день количество сыгранных образов приблизилось к сотне. Ведь, во‑первых, кукольник может играть в одном спектакле сразу нескольких персонажей. Во‑вторых, вместе с актером взрослеют и герои спектакля, и со временем кукловод берет того, кто соответствует его возрасту. Так, в спектакле «Щелкунчик и Мышиный король» Максим Удинцев сначала играл Принца, потом папу Принцессы, а потом и Мышиного короля. Из всех сыгранных ролей назвать одну или две самыми любимыми он затрудняется.
«Они все родные. И сказать, что вот эта лучше, эта хуже, я не могу, — размышляет мой собеседник, — не скажу, что все одинаковые. Конечно же, детские проще». Правда, в театре кукол получить взрослую роль можно не часто. По этому самыми важными для себя Макс называет Арлекина в «Картинках с выставки», Дон Жуана в одноименном спектакле, Ивана Ивановича в «Бобке», Тригорина в «Чайке», Аметистова в новой постановке «Зойкина квартира».
Кроме того, что Максим играет на сцене, он преподает в студии «Петрушка и Компания». Начиналось с летних курсов, интенсивов, где екатеринбургские кукольники обучали юных театралов азам профессии. А потом курсы выросли в студию. «Команда у нас хорошая подо бралась, как‑то везет мне на людей — говорит Максим. — Но я не могу назвать себя педагогом. Мы родителям сразу говорим, что не готовим актеров, у нас нет такой задачи. Мы даем детям возможность выступать на сцене, занимаемся речью, сценическим движением, учим каким‑то актерским техникам. — Но самое главное — развитие фантазии и желание взглянуть на мир немножко другими глазами. Потому что кукольники — «повернутые» люди. У них любой предмет — это кукла. Можно хоть на стульях спектакль сыграть. Мы учим детей думать образно, не прямолинейно. Ну, и потом театр кукол — это командный вид спорта, что тоже немаловажно для детей. Не хочу показаться старым ворчуном, но современные дети такие индивидуалисты: телефон, компьютер и все. Раньше во дворе было какое‑то единение — прятки, палки‑ банки, казаки‑ разбойники. А сейчас они все порознь. И когда ведут вместе одну куклу, им надо пристроиться друг к дружке, договориться, где‑то пойти на уступки. Вот этот социальный контакт тоже очень важен. Мы должны больше заниматься именно этим, чем воспитывать в них актерство».
Помимо Екатеринбургского театра кукол, Максим Удинцев активно сотрудничает с драматическими театрами. «Лев зимой» и «Судьба барабанщика» в «Театроне», «Тайна доктора О» и «Трое на качелях» в театре Theatrum, «Старший сын», «Ужин дураков» и «Французский уик енд» в «Волхонке», «Сделай мне гусика» и «Любовь по расписанию» в театре «Тургеневъ». Спрашиваю: не жалеешь, что стал кукольником?
«Ни разу не жалею, — отвечает Максим, — я наоборот благодарен всем — Ларисе Анатольевне, что «подпнула» меня, что к Жукову попал, что такой курс собрался. А по поводу работы в других театрах — это не то, что я хочу быть драматическим актером. Это скорее жажда играть что‑то интересное. Еще и еще…».
Долгий и насыщенный путь актера Максим продолжает с мечтами, планами, размышлениями о профессии.
«У меня есть мечта. Сыграть моноспектакль, но для взрослых, — признается он, — и обязательно с куклами. Куклы мне ближе. Я люблю свою профессию. Для меня она сложней, чем драма. Воспитание актера театра кукол и воспитание драматического актера — по одним канонам. Но у кукольника есть еще инструмент в руках. Ты должен придумать, сделать и выразить роль именно в кукле. Если у человека какая‑то эмоция, жест может сам родиться, то у куклы нет никаких эмоций. У нее есть только человек, который ее держит за ниточки, за палочки, за тросточки. Он руководит. Это как с памятниками. Вот иногда смотришь на памятник и понимаешь, что за человек был, от него отклик какой‑то есть. А бывает — ну, стоит фигура, и все… Есть пословица: «Искусство делает «чуть‑чуть». Маленький поворот, чуть‑чуть не довернул скульптор — и уже не то. В кукле та же самая история. Чуть‑чуть не довернул, и уже не та амплитуда, не та эмоция. Как в любом театре — жест дол жен быть наполнен и оправдан. А здесь он еще должен быть придуман. Это все очень интересно. В общем, люблю я куклу».
О присвоении звания узнал ночью по дороге домой после спектакля. Актер ТЮЗа и худрук Дома актера Илья Скворцов сообщил в чате Theatrum. «Конечно, приятно. Конечно, радостно, — признается Максим Удинцев, — но мыслей на тему «Теперь я буду делать вот так вот, а вот так не буду» не случилось. Третья рука не выросла (смеется)».