«ПРОСТОФИЛЯ ГРИБУЛЬ И ГОСПОДИН ШМЕЛЬ» В ТЕАТРЕ КУКОЛ

28
Ноябрь

Екатеринбургский театр кукол работает над масштабным международным проектом — французский режиссер из самых известных ставит социально-зоологическую сказку Жорж Санд. Спонсором выступает Минкультуры РФ, поскольку спектакль вошел в официальную программу Года России во Франции, и в 2010-м екатеринбургские артисты отправятся «до городу Парижу», чтобы продемонстрировать достижения российской культуры.

Эмили Валантен пользуется всемирной известностью — как режиссер, работающий, например, с «Комеди Франсез», как создатель театра «Дю Фюст», как автор неподражаемых кукол, как педагог. Два года назад Валантен привозила в Екатеринбург свой спектакль «Пересечение», и тогда у нее появилось желание поработать с Екатеринбургским театром кукол.

Надо заметить, что во Франции имеется лишь один репертуарный театр, который содержит государство — это национальное достояние «Комеди Франсез», остальные же существуют на свой страх и риск. «Дю Фюст», как все западные театры кукол, очень небольшой, потому мощь екатеринбургского театра весьма впечатлила Валантен: и возможности цехов и труппы, и гидравлическое оборудование сцены, которая, на взгляд западного кукольника, отличается воистину русским размахом.

После двух лет переговоров, накануне Российско-французского года средства на реализацию проекта выделило Минкультуры РФ. Материал Валантен выбрала сама — скажем так, не самое известное произведение не самого известного автора. Большинству российской публики Жорж Санд известна разве что как любовница Шопена, одна из первых женщин, нарядившихся в мужские штаны и начавшая курить, — и редко кто знаком с ее литературным творчеством. Так что будущий спектакль, как минимум, просветит зрителей по этой части. Свои сказки Жорж Санд писала для внучек — с неизбежной моралью и, как тогда, в перерыве между революциями, было принято — ради воспитания чувства социальной справедливости.

Таков и «Простофиля Грибуль и господин Шмель», которого инсценировала сама Валантен. Русский перевод сказки существует и издавался еще в СССР, а инсценировку перевела екатеринбурженка Наталья Санникова. Жизнь Грибуля, как всякого обладателя доброго сердца и, следовательно, простофили, не задалась: папаша — мздоимец, мамаша — ему под пару, сволочные братья и сестры шпыняют бедолагу. Зато в волшебном замке Месье Шмеля его принимают как принца, однако Шмель учит своего гостя нехорошему — тому же грабежу, только более цивилизованному, с помощью экономики и сложного процента (слово «менеджмент» во времена Жорж Санд еще не было принято). Заканчивается все не сильно весело, и зрителю предстоит решать, что важнее — доброе сердце или успешность.

Кукол создает сама Валантен: она, натурально, облачалась в фартук и своими руками работала в цехах театра кукол. Тушки с ремнями по бокам, куда просовываются руки актера, выглядят непривычно и странно. Во-первых, куклы не красивые, не миленькие, каких обычно создают российские кукольники. Лица их, словно у Собакевича, кое-как вырублены — маленькие глазки выполнены из проволоки, а волосики не из ниточек, а из резины. А во-вторых, с такой конструкцией екатеринбургские артисты не работали ни разу. Валантен придумала ее несколько лет назад для своих студентов, но до сих пор не имела возможности творчески развить эту идею.

Работа с западным и прославленным режиссером для екатеринбургских артистов, конечно же, подарок. Эмили и талантлива, и умна, и обаятельна — француженка, одним словом. На роли актеры назначались не принятым в российских театрах способом — через кастинг, причем внешние данные во внимание не принимались: не понимая русской речи, режиссер вслушивалась только в тембр их голоса. Актеры читали ей кусочки из пьесы «живьем», потом она вызывала некоторых почитать еще, наблюдала за ними в неформальной обстановке, просматривала записи спектаклей — добивалась стопроцентного попадания.

Репетиции возобновятся в феврале, тогда же и состоится премьера. В следующем году еще не существующий спектакль сыграют в Париже, в рамках культурного обмена (а в Екатеринбург приедет «Комеди Франсез»), вдобавок «Грибуль» уже приглашен на несколько фестивалей во Франции. Кроме этого, на 2010 год Екатеринбургский театр кукол получил одиннадцать приглашений поездить по миру и показать свои спектакли и сейчас вынужден выбирать и даже отказываться от соблазнительных предложений. Известно, скажем, что из-за премьеры «Грибуля» в феврале театр не попадает на фестиваль в Индию.

Театр Кукол / премьера «Простофили Грибуля» в феврале 2010 г.

Кася Попова
газета КОММЕРСАНТЪ 27.11.09

 

К списку публикаций