ПРО НЕГАТИВНЫЙ ОПЫТ ОБЩЕНИЯ С КОШКАМИ
Жадный до золота и самоцветов надзиратель вспугнул кошку — проводницу Хозяйки Медной горы, а потом замахнулся на нее каелкой.
«Ох, зря ты так…», — послышалось зловещее предсказание от юного зрителя с задних рядов.
Вечером 23 июня состоялся показ спектакля «Таюткино зеркальце» (режиссер Николай Бабушкин). Это инсценировка сразу трех сказов Павла Бажова, среди которых (помимо заглавной истории): «Сочневы камешки» и «Приказчиковы подошвы». Руководитель литературно-драматургической части Екатеринбургского театра кукол Семен Вяткин провел колоссальную работу, соединив три очень разных произведения в одну большую мистическую сказку. Спектакль был исполнен в классической форме: актеры работали с тростевыми куклами, что крайне нетипично для современных реалий театра кукол.
«Мы хотели, чтобы живого плана здесь не было. Мне особенно нравится в этом спектакле зона тишины, когда кукла подробнейшим образом работает, а текста у нее и вовсе нет. Многие театры разучились использовать такую систему кукол. Работать с тростевой куклой безумно сложно», — отмечает директор театра Петр Стражников.
Но живой план здесь все-таки присутствует: два раза за спектакль появляется сама Хозяйка Медной горы. Она поднимается на сцену прямо из зрительного зала. Неторопливо она идет, проплывая между рядами и поражая маленьких персонажей-кукол своей величественностью. На ней изумрудное платье, переливающееся золотом даже в темноте, а в руках она держит фонарик-цветок. Все так, как и описывал в своих мифических сказах Бажов.
В спектакле неоднократно играют масштабами. В шахту кукла несет маленькое ведерко, а когда оно наполняется грудой изумрудов, то оно внезапно становится огромным. Маленькая кошечка, подружившаяся с Таюткой, вдруг предстает огромным зверем для того, кто с ней неласков. Кошка, кстати, в сказе бурая, а в постановке белая. Белоснежное пятно среди темноты сразу притягивает к себе взгляд. Ты никак не ожидаешь от белой кошечки – символа чистоты и нежности – такого жуткого перевоплощения. «Ужас…», – прошептала обомлевшая женщина в первом ряду, когда на сцене появилась безглазая кошка раз в десять больше изначальной куклы.
Жадного надзирателя гоняют в лабиринте шахт три огромные кошки возмездия. Играют с ним, словно с мышкой и это действительно пугает. В спектакле очень бережно передается дух мрачных и таинственных сказов Бажова. Он пугает, но не отталкивает юного зрителя. Сюжет простой и понятный, учит фундаментальным вещам, очень наглядно. Терроризирующий деревню приказчик получает по заслугам: за плохое отношение к людям хоронит его в пещерах под завалом Хозяйка Медной горы. Жадность человеческая вот до чего доводит.
А горы и пещеры – зрелище, действительно, сказочное. Разъезжаются горы-декорации словно в танце, а монохромность рисунка на пещерах завораживает и обманывает зрение (художник Андрей Ефимов). Начинает казаться, что и тебя Хозяйка Медной горы гипнотизирует. В трафаретных блестящих декорациях отдается дань сказам Бажова. Перед Таюткой разыгрывают представление и Серебряное копытце, и Голубая змейка, и Каменный цветок. И все мерцает и всеми цветами переливается.
Сама Таютка – персонаж нетипичный. Сказочное приключение в сюжете присутствует, но со злодеем героиня не сражается. У нее есть, в противовес всем недобрым персонажам, искренняя доброта. Мы смотрим на происходящее через ее восприятие: искренне пугаемся и радуемся как в детстве.
«Это живой человек или тоже кукла?», – послышался комментарий юного зрителя из глубины зала.
И, действительно, у каждой куклы, за счет голосов и внешности, прослеживаются очень четкие характеры. Сразу понимаешь, как тот или иной персонаж себя поведет. Наглядный пример этому – толпа деревенских жителей в самом начале спектакля. Просто смотришь и улавливаешь мельчайшие детали, когда они крутят головой, берут предметы или шугаются от плети. «Как настоящие люди. Куклы выполнены очень детально, у них присутствует даже гибкость какая-то. Это просто потрясающе! В моем детстве таких кукольных театров не было», – поделилась впечатлением Дарья Баженова, пришедшая на спектакль с сыном.