ПОД НАБЛЮДЕНИЕМ: ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ ТЕАТР КУКОЛ

30
Апрель

Переезд в «Колизей», военные дневники детей и премьера «Гусей-лебедей»: что сейчас происходит с самым волшебным театром Екатеринбурга.

«Горячая пора у нас настала. Горячая»
В период карантина внешние проявления жизни в большинстве учреждений культуры сошли на нет: здания пустуют, вся активность идет в соцсетях. Тем временем в Екатеринбургском театре кукол стоит грохот, гром и лязг: труппа переезжает на новое место. Здание театра было построено в 1964 году, с последней реставрации прошло больше 20 лет, и к текущему моменту износ сооружения достиг 75 процентов: прохудилась кровля, покрылся трещинами фасад, а системы коммуникаций безвозвратно устарели. В ходе капитального ремонта, который начнется после переезда, все эти недостатки будут устранены, в залах появятся новые удобные кресла-трансформеры, световое и звуковое оборудование обновятся, в окнах заблестят новые витражные стекла – и это лишь малая часть запланированных работ.

«Капитальный ремонт рассчитан на 2020 и 2021 годы, – рассказывает директор театра Петр Стражников. – Обратно мы должны въехать к концу 2021-го. А сейчас выезжаем, передаем объект в руки строителей, у которых здесь будет очень много работы. Переездом занимаемся и день, и ночь, и день, и ночь. При этом, конечно, стараемся соблюдать все меры предосторожности. Горячая пора у нас настала. Горячая». На время капитального ремонта Екатеринбургский театр кукол обоснуется в здании кинотеатра «Колизей». На данный момент основная часть оборудования и кукол уже перевезена. Переезд стартовал даже раньше срока: согласно изначальному плану, театр должен был работать весь апрель и закрыться только после показа «Дон Кихота» 29 апреля. Но реальность внесла свои коррективы, и процесс ускорился. «Во время карантина у нас все равно случился бы временный простой, а так мы смогли использовать этот период в свою пользу, – отмечает заведующая литературно-драматургической частью театра Мария Зырянова. – Когда снимут карантин, мы будем в полной боевой готовности».

«Мы возвращаем в «Колизей» дух театра»
На 16 июня предварительно назначена большая премьера – спектакль «Гуси-лебеди» режиссера Сергея Ускова. Работа над ним ведется удаленно: художники работают на дому, готовят кукол. Художник-постановщик Лиля Жамалетдинова распишет лица этих кукол, когда приедет в город. Если все сложится по плану, театр успеет порадовать детей до закрытия театрального сезона.
Премьера пройдет в большом, рассчитанном на 200 мест зале «Колизея», который уже значительно переделан для показа спектаклей. На втором этаже расположится зал поменьше, на 50 мест, там будет играться репертуар для малышей. Цеха же переедут в здание бывшего детского сада на улице Бажова.
«Зрители не узнают «Колизей», – обещает Петр Стражников. – На этом месте в 1845 году находился первый театр Екатеринбурга. Теперь мы возвращаем сюда дух театра. Сейчас уже почти все готово, осталось только запустить зрителя».
Весь репертуар в «Колизей» перенести не удастся: временно не будут идти двенадцать спектаклей, среди них – «Серебряное копытце», «Двенадцать месяцев», «Баба-Яга». А вот «Алиса», «Апельсиновые сказки» и другие хиты театра переедут в «Колизей» вместе с труппой.
Одними только «Гусями-лебедями» планы кукольного не ограничиваются: параллельно идет работа над спектаклем «Хармс», художник Виктор Плотников работает над персонажами новой постановки «Собака-камень», а на сентябрь назначен уже десятый Международный фестиваль театров кукол «Петрушка Великий».
«Мы очень надеемся, что к сентябрю все границы откроют, и фестиваль действительно будет международным, – делится Мария Зырянова. – Афишу мы пока не озвучиваем, но экспертный совет участников уже выбрал». Главная тема юбилейного фестиваля звучит так: «Театр кукол: связь времен». Пройти он должен 10-14 сентября.

«При переходе в онлайн суть театра теряется»
Во время карантина многие театры активно выходят в соцсети: артисты читают сказки и стихи, разыгрывают фрагменты из спектаклей в домашних условиях. Екатеринбургский театр кукол пока что не радовал публику подобным контентом.
«Мы решили взять небольшую паузу, и, кажется, поступили правильно, – рассказывает Мария Зырянова. – Сказки от актеров уже плотно заполонили соцсети. Мы же сконцентрировались на приближающемся Дне Победы и подготовили свой проект».
Уже совсем скоро подписчики Екатеринбургского театра кукол увидят серию видеороликов, в которых артисты зачитывают фрагменты из «Детской книги войны» – сборника дневников детей и подростков военного периода.
«Помимо ужасов войны в этих дневниках много быта, много жизни, – отмечает Мария. – Эти дети ссорятся, дружат, влюбляются, строят планы. Одна девочка пишет, что идет с мамой покупать купальники на будущий год – а на дворе 1941-й. Другой мальчик играет в любительском театре в блокадном Ленинграде. Мы раздали нашим актерам фрагменты из этих дневников, каждому актеру достался один герой». Если взрослые артисты будут читать дневники детей, то дети прочитают стихи взрослых: ученики театральной мастерской «Петрушка» сейчас заучивают знаменитые стихотворения о войне. Записи с воспитанниками «Петрушки» станут частью проекта, посвященного Великой Победе.

«Сейчас наш театр работает в онлайн-режиме, – рассказывает Петр Стражников. – Но театр – это живое искусство, которое происходит здесь и сейчас, при переходе в онлайн суть теряется. И наши артисты уже ждут не дождутся, когда карантин отменится, когда можно будет наконец-то повстречаться со зрителем».

http://культура.екатеринбург.рф/articles/673/i278284/

К списку публикаций