ПЕТРУШКОЙ ФЕСТИВАЛЬ НЕ ИСПОРТИШЬ
В Екатеринбурге в пятый раз проходит Международный фестиваль театров кукол «Петрушка Великий». В красивом теремке «между оперным и Сантехникой» (как пелось в приветственной песне) встретились старые друзья, прибыли мэтры жанра, приехали совершенно новые театры и страны со своей театральной и культурной историей. Больше ста человек участников, сотни зрителей, эксперты и просто неравнодушные к этому замысловатому жанру люди — всё это «Петрушка великий», фестиваль уважаемый и ожидаемый в профессиональной среде.
Если театр начинается с вешалки, то фестиваль — с побудки. Первый «Петрушкин» день для всех к нему причастных начался со звуков местных вувузел, которые щедро раздавали всем, музыки духового оркестра, который встречал у отеля гостей и участников. Здесь же разномастные медведи размахивали национальными флагами, собирая под свои знамёна театральных деятелей Японии и Болгарии, Ирана и Белоруссии, Армении, Польши, Италии, России. Они с восторгом внимали происходящему, фиксировали на фото и видео. Их, удивлённых, непосредственных и восторженных, в свою очередь снимали местные фотографы и операторы. Наконец-то все собрались вокруг девушек с петрушечьими носами, которые пели некогда популярную «Прокати нас, Петруша, на тракторе». Замечательная песня, надо сказать, с весьма проникновенными словами. К финальному куплету подкатил и трактор, щедро украшенный сеном и приветственными плакатами советского индустриального прошлого.
Кукольный фестиваль, случайно или нарочно, удачно вписывается в проходящую в эти же дни Первую уральскую биеннале современного искусства, хотя бы по части трансформации образов, преломления нашего индустриального вчера в современные формы и содержание. Многослойным получился образ Петрушки, воплощённый в куклах, людях и зелёных пучках-букетиках (традиционный подарок участникам фестиваля). Трактор «вспомнил» свою былую функцию, превратившись в фестивальную трибуну, куда и явился настоящий Петрушка — краснорубашечный, крупноносый, задиристый. Совершенно по-новому прозвучала известная советская песня «Если бы парни всей земли», под которую сошлись во флаг-шоу всё те же медведи. Это действо как нельзя точно перекликается с основной задачей UNIMA (Международной Ассоциации кукольников) — объединить кукольников всех стран, усилить взаимопонимание между народами через театр. «А кукольный театр — это театр для детей и мудрецов. Кукольная столица России перемещается на Урал. Хорошо, когда пересекаются различные культуры. Говорят, что красота спасёт мир. не только красота, но и знание. Если мы мало знаем другие культуры, то мало понимаем другой народ. А когда мы смотрим спектакли разных стран, начинаем понимать, что к чему, причём с самого детства», — говорит председатель жюри фестиваля, президент российского центра UNIMA Валерий Шадский.
Прологом к «Петрушке Великому» стал показ в рамках off-программы (впервые в России!) итальянского спектакля «Обаяние идиотизма» флорентийского «Цахес театра», имеющего прямое отношение к гоффмановскому персонажу. Сложное (и с точки зрения актёрской техники, и для зрительского восприятия) медитативное действие по поводу мрачного творчества Гойи (его «Чёрных картин») — зрелище совершенно необычное и непривычное для отечественной сцены, некий завораживающий слух и зрение компромисс между современным танцем, философией, музыкой, театром теней, масками.
Конкурсный показ открыл болгарский «Заколдованный фаэтон» — спектакль, вобравший в себя эффектность, изящество и волшебство неоновых огней, благодаря которым происходит сотворение мира. Воздушная серебристо-чёрная постановка — пластическая элегия о том, как человек возникает из ниоткуда и уходит в никуда. Вся «заморочка» в том, что находится между этими чернотами, — жизнь во всём её многообразии: в нежности и пастельности импрессионизма, в строгих линиях Кандинского, в чёткости реализма… Набор миниатюр, сюжетно не особо связанных между собой, но феерически красивых, заставляет детей (да и иных взрослых) вспыхивать от восхищения вначале, но несколько утомляет к концу, ибо развития нет, ничего нового уже не происходит.
Первый фестивальный день оказался вообще малословным. Не прибегая к привычному языку, рассказали историю «Скверного мальчишки» (малоизвестное произведение Андерсена) артисты из Петрозаводска. Чемодан, огромный куб, становящийся жизненным пространством — то огромным, то крохотным, то распахнутым в мир, то ограниченным четырьмя стенами. И где-то там всегда есть место любви.
Спектакль, который застревает в тебе надолго, — польский «Полюс», поставленный по рассказу Владимира Набокова. Его герои — четыре британских исследователя Северного Полюса. Им дважды не повезло: они добрались до своей цели, но увидели там норвежский флаг, а на обратном пути их застала смертельная пурга. постепенно все погибают, успевая сказать, в бреду или в сознании, последние слова. Один из них, Флемминг, признаётся, что в нём как бы два человека — один сильный, жаждущий жизни и любящий её, другой — понимающий, что он (у него гниют ноги) стал в тягость своим спутникам и без него у них появится шанс выжить. Он уходит в безмолвие севера первым, падая в снег. Его душа-кукла улетает на мягкой снежной подушке туда, где ей будет покойно. Визуально это раздвоение решено очень просто: в руках у артиста появляется его точная крохотная копия-кукла, которая доживает за него последние минуты жизни и возносится… Негромкий, неяркий, очень точный спектакль о том, что у каждого из нас есть свои полюса, где однажды сходятся все линии…
Сегодня третий день фестиваля. Вчера своё искусство показали кукольники Ирана, которые впервые добрались до «Петрушки Великого», уже знакомые уральцам японские артисты и наши соседи-челябинцы, которые привезли «Человека в футляре».