«ПЕТРУШКА ВЕЛИКИЙ» ДОСТАВИЛ ТАМОЖНЕ МНОГО ХЛОПОТ
Темой Пятого Международного фестиваля кукольных театров "Петрушка Великий" заявлена работа художника: считается, что именно он отвечает за создание не менее чем двух третей спектакля в театре кукол.
На фестиваль, проходящий под эгидой международной ассоциации кукольников UNIMA, прибыли 150 гостей из восьми стран мира. Расположение Екатеринбурга в центре Евразии как нельзя лучше соответствует географическому размаху фестиваля, охватившему два континента - от Италии до Японии, откуда на "Петрушку" приехали сразу три традиционных театра - с марионетками, куклами на колясках и на тростях. На Урал прибыли и лауреаты предыдущего фестиваля, например, театр "Лялек" из Бялостока (Польша), который два года назад увез в Польшу приз за лучшую режиссуру.
Всего в программе дюжина спектаклей, убедительно доказывающих, что художник театра кукол может играть на зрителе, как на флейте. Скажем, тот же "Лялек" легко отправляет его в белое безмолвие Южного Полюса, а Цахес-театр из Флоренции - в патологический мир "черной живописи" Гойи. Сверхгибкость и синтетизм театра кукол позволяют ему более убедительно обставить существование иных миров, нежели коллегам по цеху. Благо, диапазон технических средств практически безбрежный: от обычных кукол до экзотики вроде Иранского теневого театра или пальцевого - из Армении, и плюс заимствованные театральные языки. Современный театр кукол легко "экспроприирует" пластику современного танца вместе с новейшими достижениями звуко- и светорежиссуры.
Динамичность мероприятия изначально задал главный герой фестиваля Петрушка, который открыл фестиваль, подъехав к Екатеринбургскому театру кукол... на тракторе - под песню "Прокати нас, Петруша на тракторе", исполняемую на четырех языках. Интернационализм подчеркнула праздничная демонстрация медведей (которые, как принято считать, гуляют по улицам затерянного в глубине Евразии Екатеринбурга): животные размахивали флагами стран-участниц.
Фестиваль, как обычно, доставил множество хлопот екатеринбургской таможне, которая оформляет декларации, например, на "кораблик проволочный" или "колесико с соплом". В этот раз театру из Софии "Слон" пришлось задекларировать на въезде в Россию полтора килограмма искусственного снега, которым усыпали сцену. Болгарские артисты уже подготовили оправдание для таможенников на выезде: "Снег растаял, потому что программа фестиваля была слишком жаркой".