ПЕРВАЯ НАВСЕГДА

03
Март

Заслуженная артистка РСФСР Анна Заякина — в полном смысле слова первая актриса Екатеринбургского (Свердловского) театра кукол. Пожалуй, едва ли найдется в нашем городе театрал, который хоть раз не слышал бы это имя. Оно знакомо не одному поколению зрителей. Нынче 16 февраля Анне Васильевне Заякиной исполнилось бы 100 лет. Несмотря на то что почти 20 лет как нет актрисы, ее помнят и в родном театре, и в родном городе.
Со школьной скамьи Аня просто бредила театром. Пятнадцатилетняя девочка пришла в ТЮЗ ученицей. И вот как то, зайдя в костюмерную, она увидела куклу, которую использовали в спектакле. Аня осторожно взяла ее, надела на руку, но «Степка» не слушался. Как подчинить его себе? Свидетелем игры Ани с куклой случайно оказался режиссер Римма Андреевич Смельский. Увидев загоревшиеся глаза девочки, он вспомнил, как однажды в театре услышал: «Вот бы кукольный спектакль на нашей сцене сыграть».
Вскоре в ТЮЗе состоялась первая премьера кукольного спектакля «Степка-растрепка», где в роли главного героя выступила Аня. С этого и началась творческая биография Анны Заякиной — актрисы с куклой, которая отдала 40 лет своему любимому делу.
В театре кукол Заякина была в разные годы и директором, и режиссером, и художником, и художественным руководителем. Но главное, конечно, — она актриса, безупречно, профессионально владевшая куклой, которую самозабвенно любила... Играла всегда достоверно, искренне, и не важно, какую роль — главную, эпизодическую или просто за сценой звучал ее голос.
Заякиной подвластно было все — и характерные персонажи, и лирические герои, к примеру, Пиноккио («Деревяшка»). Мальчишки и девчонки, зверюшки, крестьянские дети и царицы, бабки, волшебники — кого только не приходилось играть за 40 лет в театре. Какое уж тут амплуа — просто Мастер с огромным диапазоном.
С годами рос профессионализм актрисы. От природы Анна была одаренной, но всегда говорила, что мало иметь талант — надо суметь его развить. Что она и делала всю жизнь.
Нередко Анна Васильевна играла в живом плане, но главным для нее была кукла. Даже сейчас вспоминают в театре, с каким мастерством Заякина вела кукол в спектакле «Храбрый кот»: зрители хохотали — с таким искрометным юмором лепила актриса характер пройдохи Кота. Были в репертуаре актрисы и героические роли — это гайдаровские герои Кибальчиш («Мальчиш-Кибальчиш») и Жиган («РВС»). Особенно поклонники ее таланта любили Жигана. Беспризорник, хулиган — только на первый взгляд. Анна Васильевна увидела в нем интересного человека. Сколько нежности у этого мальчугана, а еще он поэт, музыкант, плясун.
Многие зрители помнят ее Буратино — озорного, смешного, обаятельного. Это первая кукла, которая появилась на свердловском голубом экране в детских передачах и сразу же полюбилась телезрителям. И с еще большей охотой спешили дети и их родители на спектакли кукольного театра, где была занята Заякина.
Анну Заякину будут помнить всегда, пока существует в Екатеринбурге театр кукол. Такого верного, преданного, душевного человека, такого Мастера как Анна Васильевна — забыть невозможно.


 

К списку публикаций