ПЕРЕСТУКИН, УЧИ УРОКИ!
«Лето — каникулы! Но только не для кукол…» — свой актуальный сейчас девиз Екатеринбургский театр кукол убедительно воплотил в реальность. В финале школьного учебного года и в самые первые каникулярные дни здесь представили премьеру «В Стране невыученных уроков».
Ученик четвертого класса Витя Перестукин (Степан Роскош) получил пять! Ликование неуместно. Четыре двойки торчат из карманов, а пятую — огромную, кроваво-красную — бедняга тащит по сцене, как Сизиф в гору непосильную ношу. Персонаж повести Лии Гераскиной, читанной когда-то старшими в семьях сегодняшних школьников, сделанной мультфильмом, виденным многими в разные времена, стал героем нового спектакля. Да-да, если в литературном и анимационных образах нерадивый лентяй и двоечник Перестукин скорее «антигерой», то в постановке минского режиссера Игоря Казакова он вызывает иное отношение. И сопереживание, и уважение за поступки «на преодоление себя», и за усилия разума, пытающегося исправить собственные ошибки. Конечно, это не героизация лодыря, но понимание маленького человека (не фигурально, Витя и в самом деле еще маленький), которому почему-то не дается учеба. Здесь та же филигранная режиссерская работа, что и в спектакле «Гоголь. Триптих», по исследованию психологии и обстоятельств жизни «маленького человека», но на детскую тему, для детей, которые не когда-нибудь станут людьми, а уже человеки.
Не бывает сознательного детского обскурантизма. Это у взрослых в ходу выражение: «Не знаю, и знать не желаю!». Все ребята в нежном возрасте — почемучки. Неугомонное «почему?» испаряется куда-то под натиском равнодушных ответов, растет у вопрошающего сомнение в жизненной необходимости так формально преподанных знаний. Трудно усвоить даже интереснейший «круговорот воды в природе» от Зои Филипповны, чье педагогическое воздействие в спектакле — строгий голос, переходящий в визг, и «карающая» двойка. Невозможно принять помощь от дисциплинированных отличников, которые пришли «подтягивать» двоечника (вряд ли добровольно) и только что потешались не над его ошибками — над ним. А папа с мамой, призывая сына учить уроки, попутно и, как им кажется, незаметно, выясняют личные разногласия: в кого, мол, он такой слабовольный. Учительница, одноклассники, родители в спектакле — маски, «картонные» плоские фигуры. А вот Витя Перестукин и верный кот Кузя — настоящие, в живом плане и в кукольном.
Ошибки тоже оживают в этом сказочном происшествии, обретают «плоть» и… решают Витину судьбу. Вернее, он сам решает. На страже подлинных знаний запятые, восклицательный и вопросительный знаки, классики литературы. Ошибка стОит жизни, если запятая не на месте; земля превратится в пустыню, если круговорот воды в природе «обречен». Зубастая корова не поест травки, потому что названа тобою «плотоядной». Несчастный белый мишка погибнет от жары, если ты не знаешь, где Северный полюс. Останутся стариками брат с сестрицей, твои ровесники, которых ты преждевременно отправил на пенсию, решая задачу. Кот Кузя не получит колбаски, потому что ты написал «кАлбаса». И страшная батальная сцена остановит тебя на пути домой — между наполеоновскими войсками и Красной армией, просто потому что ты не знаешь исторических дат.
В спектакле под стремительную музыку минского композитора Дениса Кудрявцева в многочисленных разнообразных ролях занята чуть ли не половина труппы театра: Оксана Боднар, Алеся Волкова, Татьяна Жвакина, Анастасия Зырянова, Валерий Бахарев, Евгений Зимуков, Егор Лунев, Алексей Палкин, Алексей Пожарский, Александр Шишкин. И занята с явным актерским удовольствием — будь то Наполеон, его солдатики, кот Кузя, запятые, «полтора землекопа» или голос коровы за сценой… Визуальный мир постановки создала художник Татьяна Нерсисян (Минск) — яркий, как детский сон, причудливый, как узоры в калейдоскопе, из кажущегося сумбура цифр, клякс, букв, не желающих строиться «по линеечке» и не вылезать за поля в тетрадке. Со множеством ассоциаций (у взрослых) — с фильмом Алана Паркера «Pink Floyd. The Wall», с анимацей Тима Бёртона, с блочными персонажами (те самые полтора землекопа) компьютерной игры Minecraft. С восторгом зрителей всех возрастов от разноцветных шариков, пролившихся на сцену живительным дождем…
Витя Перестукин, любитель футбола и не поклонник учебников, в исполнении Степана Роскоша «взъерошен» не только вихрами, но и террором двоек, постоянной виноватостью, упреками, насмешками. Ему скучно на уроках, он вымечтал себе рискованные «внешкольные» приключения. И — вот за сада! — они оказались действительно опасными. Перестукин, проживая свои ошибки заново в сказочной стране, понимает, что среди этих ошибок нет непоправимых, есть неисправленные. А учеба — это совсем не скучное приключение, как и сама жизнь. И тут уж лень и безграмотность ничего не изменят к лучшему. Надеюсь, это прочувствовали и зрители (6+).
Лия Гераскина — не первопроходец в вечной теме «невыученных уроков». Сказочная повесть «Баранкин, будь человеком!» Валерия Медведева, ставшая мультфильмом, и совсем уж «древний», но до сих пор часто показываемый по ТВ мультик по сценарию Николая Эрдмана «Остров ошибок» — о том же. Но инсценировка Игоря Казакова сказки Гераскиной, им же поставленная в нашем театре кукол, превратила вторичное во многом произведение в маленький театральный «роман воспитания». И его изначальная «дидактика» никакого Перестукина не заставит скучать от новых знаний.