ПЕНКИ СО СЛИВОК

01
Февраль

Русские куклы в Испании
Прошедший в конце 2008 года в испанском города Толосе фестиваль театров кукол «Tirijai» имел подзаголовок «Окно в Россию». Последовав примеру Петра Первого, за топор взялись несколько российских коллективов под предводительством Российского центра международной организации кукольников UNIMA, объединяющей профессионалов и любителей этого вида искусства со всего мира. Убедившись, что проем достаточно удобен, в маленький испанский городок приехали театры из Москвы, Петербурга, Воронежа, Екатеринбурга и Томска.
В Толосе - 18 тысяч жителей. Пятнадцать минут на поезде от Сан-Себастьяна, где проходит знаменитый кино-фестиваль, и час на машине от Бильбао, где расположен Музей Гуггенхайма. Мигель Арече - директор фестиваля «Titijai» - решил, что и его родной пород может посоревноваться с грандами, став столицей кукольного искусства. И ему это удалось.
Хотя, конечно, с Россией Толосе не сравниться. Даже сухая статистка производит впечатление. В России более сотни кукольных театров имеют собственное здание и государственную поддержку. В ГАЦТК имени С.В. Образцова служит более трехсот человек, в Екатеринбургском театре кукол - около ста. «Что делают все эти люди?» - удивлялись иностранные коллеги. Ответ - наши спектакли и потрясающая выставка с сопутствующим ей подробным буклетом.
Наши спектакли - другие. Большие декорации, много текста (подвиг актеров трудно переоценить - спектакли шли на испанском языке). Два этажа выставки смогли вместить даже не сливки российского современного театра кукол, а лишь пенки этих сливок. Уникальные куклы из коллекции музея Театра имени С.В. Образцова сменяются привезенной из Воронежа установкой хрестоматийного спектакля «Мертвые души». Разглядываешь ее, а боковым зрением уже ловишь таинственных героев екатеринбургской «Синей птицы».
А далее был итальянский Театр «Allegrе» он захватил внимание зала жесткой и стильной историей о Пульчинелле, которого длиннорукая смерть находит не на разноцветной театральной ширме, а рядом с потрепанной лавочкой бедного городского квартала.
Аргентинцы порадовали спектаклем для малышей. Таких у нас не найти, несмотря на огромный спрос. Подходя к месту, где идут утренние спектакли, удивляешься обилию детских колясок, бережно укрытых пленкой от внезапного дождя. Молодые родители (а в Испании отпуск по уходу за ребенком возможен и для отцов) привозят своих детей на встречу с театром. Пара актеров представляла историю про червячка. Или цыпленка. Нечто желтое и большеглазое, вылупившись из яйца, отправляется в путешествие, съедая по дороге сначала яблоко, потом две груши, три апельсина… Интересно, осознанно ли авторы спектакля ссылаются на знаменитую сказку Карло Гоцци. А вот обучение элементарному счету с помощью театра идет сознательно. От одного яблока до семи грибов, которые превращаются в нотный стан, Действие происходит на красиво и аккуратно оформленной гладильной доске. Просто, изобретательно и практично.
В следующем году фестиваль распахнет окно в Канаду. И может быть, кто-то из наших соотечественников покажет спектакль для малышей, а мэр Толосы успеет построить в своем городе настоящий театр кукол, и штат у него будет по нашему примеру достойный.
Алексей ГОНЧАРЕНКО
Топоса — Москва
Газета КУЛЬТУРА №3, 22-28 января 2009 г.

К списку публикаций