ОТ МАЛОГО ДО ВЕЛИКОГО - ОДИН ПЕТРУШКА
Он такой маленький, этот Петрушка Великий — выполненная из уральского камня статуэтка, вручаемая лауреатам завершившегося 16 сентября в Екатеринбурге четвёртого Международного фестиваля кукол. Но он, Петрушка, такой желанный, такой радостный, такой весомый, ибо он — факт признания мастерства, таланта, трудолюбия.
Пять дней длился кукольный марафон. Пожалуй, не было ни одного спектакля, который бы проходил в полном зале. Только — в переполненном. Непопавшие смотрели на большом экране, что транслировал постановки, показывавшиеся на малой сцене он-лайн. Но это, честно говоря, не самое удачное знакомство с театрами: только глаза в глаза, только живое общение давало представление о режиссерском замысле и актерском воплощении. «Ваню Датского» (Абаканский театр «Сказка») посмотрела дважды сначала на экране, потом вживую. И поверьте, это два совершенно разных спектакля. Не случайно Юля Рысюкова — актриса, то сказительница, то задорная рассказчица, получила «Петрушку Великого» за актерскую работу. Ее куклы — маленькие березовые чурбачки, превращающиеся в ее руках в колоритных женщин-поморок, в маленького мальчика, в солидного мореплавателя, глиняные колокольцы, в которых угадывается нрав датской барышни.
Каких только кукол ни встретили на фестивале — марионетки и тростевые, перчаточные и механические. Куклы-маски, куклы-образы, куклы-люди и куклы-куклы. У интернационального спектакля «Валери» (чешская пьеса, французский режиссер и польские артисты) мастерски соединились куклы-тантамарески, бумажные фигурки, живой актер и маски. Истории девушки жюри присудило диплом фестиваля в номинации «лучшая работа режиссера». Португальские артисты для создания своих кукол использовали … собственное колено, «оживив» его глазами, носом, подтянув к лицу рубашку. У испанцев в роли куклы выступали овощи и фрукты, танцевавшие канкан и прочие танцы. Словом, европейский театр кукол — совсем другой театр, нежели российский. Там для рождения спектакля достаточно ширмы и сундука, стола и лампы или вообще ножниц, степлера и полос разноцветной бумаги. Как это было у покорившего всех своим обаянием и виртуозностью Альберто Баньи: обыкновенный кусок бумаги становился то птичкой, то рыбкой, то сердечком, то биноклем, то… Так, играя, рождается не просто хаотичный набор вещей и предметов, а целый мир, который окружает нас и красоту которого мы, подчас, не успеваем замечать.
Тему нынешней встречи актеров, режиссеров, театроведов, критиков в Екатеринбурге обозначили как «Театр кукол: синтез жанров». И она себя вполне оправдала. Какие жанры только ни привнесены в кукольный: лубочная опера, серенада для двух Сганарелей, чудо шинели, сказка-притча, комикс, сюрреалистическая сказка, овощное кабаре… Разные по жанру, они были разными и по форме. Томский кукольник Владимир Захаров заворожил видевший многое фестивальный зал своей крохотной куклой, у которой были видны не только мельчайшие движения пальчиков, но и малейшие колебания настроения, порывы души. Изысканная, негромкая «История одной куклы» отмечена специальным дипломом жюри в номинации «Мастер». Весь в кружевах и позолоте, припудренный, внешне близкий к гламуру «Мнимый рогоносец и Брак поневоле», два с лишним часа роскошествовал на большой сцене (приз за лучшую мужскую роль получил Валерий Исаев, сыгравший одного из Сганарелей). Отдельная история «Башмачкин» — распахнутая в небо огромная шинель, в темноте напоминающая крест, белый саван близких смертей и бесконечные трансформации шинели от кукольной до исполинских размеров. Дебют Николая Коляды в новом для себя жанре вызвал предвкушение чего-то, как всегда, невероятного, и многочисленные споры после просмотра. Спектакль стал одним из самых обсуждаемых на фестивале. Жюри, оценив безусловную смелость драматурга, высказало и претензии. Его право, безусловно. Но безусловно и другое: зритель принял спектакль, одна из участниц фестиваля — актриса — призналась, что плакала в финале, испытав катарсис. На заключительной церемонии мы испытали радость за всю постановочную команду: «Башмачкин» отмечен «Петрушкой…» «за смелый синтез новой драмы, театра кукол и… Коляды». К слову о номинациях. Нынче было много «авторских», придуманных жюри самостоятельно, в отсутствии достойных для традиционных.
Возвращаясь к жанровым миксам, нельзя не сказать, что не все и не всегда себя оправдывали. И зрительский неинтерес можно было заметить отнюдь не уходом из зала: если в середине спектакля лица зрителей оказывались подсвеченными снизу, значит их внимание переключилось со сцены на сотовые телефоны, предлагающие нынче громадные возможности для своих пользователей. И это касается не только тех, кто купил билеты на тот или иной фестивальный спектакль, но и самих участников и гостей. И такие работы, признаться, имели место быть. Одни становились откровенно скучными в силу своей монотонности, как говорили члены жюри на заключительном круглом столе, другие балансировали на грани фола. Ареопаг критиков сетовал, что недостаточно строгий отбор снижает уровень «Петрушки Великого». Участники же фестиваля, напротив, говорили, что именно это дает полную картину современного российского кукольного театра. На круглом столе говорили много о проблемах жанра: призывали к канонической чистоте взаимоотношений актера и куклы, о более тщательном освоении большого сценического пространства («мы с ширмой, видимо, распрощались навсегда») и глубинном прочтении драматургического материала, о том языке, которым разговаривают с детьми, ведь все-таки именно им в первую очередь должны быть адресованы спектакли театров кукол.
Гран-При четвертого «Петрушки Великого» получил Курганский театр кукол «Гулливер». Предпоследний день фестиваля завершился спектаклем «Каприччио» — совершенно необыкновенным, поразительным и поражающим, соединившим в себе различные кукольные техники, фантасмагорическую фантазию художника, апеллирующую к миру ассоциаций, аллюзий. Спектакль-созерцание, спектакль-удивление, спектакль-потрясение. Но при всем при этом, казалось, что не тянет спектакль на главный приз фестиваля, есть в нем уязвимые стороны, не выглядит он образчиком совершенства. Было бы честнее номинацию оставить свободной, как бывало и бывает не раз. Но — мнение жюри таково.
И еще об одной награде хочется сказать особо — «За лучшую драматургию, лучшую режиссуру, за лучшие актерские работы в создании интермедийного сериала «Петрушка Великий». За веселой номинацией (опять-таки инициированной жюри) скрывается колоссальная работа актеров Екатеринбургского кукольного театра, создававших атмосферу фестиваля. За пять дней они сыграли больше двадцати небольших интермедий (таким образом представляли спектакли участников и гостей)- смешных, точных, искрометных. Этакий театр в театре. И, как иногда слышалось в кулуарах, их интермедии оказывались интереснее самого спектакля. Задав стиль и тон интермедий с утра открытия, они сумели выдержать его все пять фестивальных дней, блистательно завершив в вечер закрытия.
Попрощавшись с четвертым «Петрушкой…», организаторы фестиваля готовят платочки, чтобы махать пятому. Встретимся через два года.
Наталья Подкорытова. Областная газета. 22 сентября 2008