ОСТАТЬСЯ С НОСОМ И ПЕТРУШКОЙ

16
Сентябрь

Открытие IX Международного фестиваля театров кукол «Петрушка Великий»

Сегодня утром перед Екатеринбургским театром кукол было шумно и весело. Гостей Международного фестиваля театров кукол «Петрушка Великий» издалека встречали духовые: оркестр «Уралбэнд» под управлением Александра Павлова уже не в первый раз открывает фестиваль, и делает это абсолютно блестяще. Музыканты играют не только на инструментах, но и в футбол, танцуют – а с ними приплясывают и зрители. И это далеко не все сюрпризы на сегодняшний день.

Церемония открытия фестиваля

Едва заканчивает играть оркестр, как звучит детский голосок, рассказывающий о театре и самых главных в нем людях – директоре, режиссере, заведующей литературно-драматургической частью и актерах. Артисты Театра кукол возникают на площадке в образах из спектакля «Пиноккио»: директор – Масляный Человечек, режиссер – Дрессировщик (шутка для поклонников театра: в спектакле «Пиноккио» эту роль исполняет главный режиссер театра Евгений Сивко), заведующая литературно-драматургической частью – Мальвина. Герои наделяются ироничными характеристиками: директор – самый главный, деньги считает; режиссер кричит на актеров и не дает им работать; завлит и вовсе непонятно, чем занимается: все время что-то читает.
Об актерах звучит отзыв уже не иронический, а по-детски наивный: красивые, талантливые и хорошо танцуют. Последний талант выступающие тут же демонстрируют, и массовый танец предваряет разговор о фестивале. Ждет своего часа притаившийся в сторонке большой Петрушка, а к зрителям тем временем выходят новые куклы – жутковатые, но симпатичные. Пританцовывая, они наконец вывозят Петрушку.
Будучи хозяином фестиваля, герой в красном повелительно вещает: «Одной рукой махну – все опетрушатся!», — и тут же зрителям раздают пучки петрушки. Машет другой рукой – и каждому выдается поролоновый нос. Носатые и опетрушенные зрители продолжают внимать Петруше, пока тот метафорически топает ногой, чтобы «Министерство культуры слово молвило». И на театральные ступеньки поднимается министр культуры Свердловской области Светлана Учайкина: «Позвольте мне поприветствовать гостей, участников, зрителей фестиваля! «Петрушка Великий» занимает особое место на фестивальной карте области, это один из самых лучших, ярких и самобытных фестивалей! Я желаю всем хорошего настроения, новых встреч с замечательным, удивительным искусством театра кукол и, конечно же, опетрушиться так, чтобы с радостью проводить гостей и пожелать всем новых встреч. В добрый путь, фестиваль!»
«Чем бы еще взмахнуть?» — задумывается Петрушка. А пока думает, слово предоставляется начальнику Управления культуры Администрации города Екатеринбурга Татьяне Ярошевской: «Дорогие друзья, в девятый раз мы собираемся здесь и знаем, что этот фестиваль будет жить еще очень долго. Фестивальная площадка – это место не только для театральных экспериментов, но и для дружбы, любви, праздника. Я всех поздравляю с началом фестиваля и желаю «Петрушке Великому» попутного ветра!»
И, конечно же, не обходится без поздравительных слов еще от одного Петруши – директора Екатеринбургского театра кукол Петра Стражникова. «Дорогие наши друзья – вновь прибывшие и впервые приехавшие в наш город! – обращается Пётр Степанович к участникам фестиваля. — Мы очень рады вас видеть! Мы вас с нетерпением ждали, и уверены, что программа, которую мы приготовили, всех нас порадует. К подготовке нашего фестиваля были причастны очень многие люди, и я хочу с огромным уважением поблагодарить их за тот вклад, который они внесли в организацию «Петрушки Великого» — Администрацию города Екатеринбурга, Министерство культуры Свердловской области, Союз театральных деятелей России и множество других партнеров. Девятый фестиваль «Петрушка Великий» объявляется открытым!».
В воздух взлетают чупа-чупсы, и зрители с носами на лице и пучками петрушки в руках устремляются ко входным дверям в театр – вот-вот начнутся первые спектакли фестивальной программы.

«Петя и волк»
В 11:00 в Екатеринбургском театре кукол распахиваются двери и Малого, и Большого залов. В первом зрителей от трех лет приглашают на спектакль «Был бы у меня дракон» Театра кукол «Картонка» из Минска. Мы же направляемся в другой зал, где Магнитогорский театр куклы и актера «Буратино» представляет постановку «Петя и волк». Многие с детства знают симфоническую сказку Сергея Прокофьева «Петя и волк», которую композитор написал в 1936 году. В этой сказке у каждого героя – свой «голос»: Птичку озвучивает флейта, Кошку – фагот, Утку – кларнет, а появление охотников и вовсе сопровождает целый оркестр. Взяв за основу сюжет и музыкальное оформление, режиссер Сергей Ягодкин и художник Михаил Кривенко поместили знакомую историю в причудливый мир, наблюдая за которым, охали и ахали не только дети, но и взрослые.
Кажется, каждый элемент спектакля «Петя и волк» живет своей жизнью: нет-нет, да вырастет прямо на сцене лес из огромных деревьев, или взмоет в воздух невесомый летательный аппарат без какого, парящий по залу без какого-либо управления; даже куклы-марионетки — и те норовят выскочить из рук кукловодов и пожить самостоятельно, что порой им даже удается. Артистов происходящее ничуть не смущает – в строгих черных костюмах, желтых носках и очках (таких же, как у главного героя – кукольного Пети), они отпускают аппарат в полет, а Утку – в свободное плавание, и увлеченно, на разные голоса, рассказывают историю Петиного приключения.
Помимо кукол-марионеток и живого плана в спектакле используется теневой театр (первое появление Волка) и большая, выше человеческого роста, кукла Волка. В отличие от прочих персонажей – небольших, но детально проработанных (Петя или Дедушка едва достанут взрослому человеку до колена, между тем можно разглядеть и рыжий петин хохолок, и даже пионерский значок на рубашке), — Волк скорее напоминает элемент надувного батута. А потому детям он совсем не страшен, даже смешон. И кажется, будто бы теперь уже подросший Петя в строгом костюме и желтых носках вспоминает себя-пионера: дедушка пугает его большим волком, но настоящего страха нет – есть игра, приключение.
Афиша «Петрушки Великого» обещает нам еще не одно захватывающее приключение в мир театра кукол.
 
Источник: http://культура.екатеринбург.рф/articles/673/i247084/

 

К списку публикаций