ОПЫТЫ «ПЕТРУШКИ ВЕЛИКОГО»

10
Ноябрь

С двенадцатого по шестнадцатое сентября в Екатеринбурге прошел VII Международный фестиваль театров кукол «Петрушка Великий», целью которого является постоянный поиск новых идей и решений в искусстве кукольника.
Оргкомитет фестиваля за два года подготовки рассмотрел более восьмидесяти заявок на участие. В итоге было отобрано 15 спектаклей из России, Италии, Испании, Франции и Японии. Тему фестиваля этого года обозначили как «Опыт и опыты».
- Мы постарались объединить в одной афише работы признанных мастеров и начинающих авторов, которые, тем не менее, уже успели заявить о себе, - отмечает директор Екатеринбургского театра кукол Пётр Стражников. - Получилось масштабно: фестиваль будет проходить на двух наших сценах, а так же в Камерном театре и на малой сцене Свердловского академического театра драмы.
В составе жюри в этом году были Виктор Шрайман (главный режиссёр Нижегородского государственного театра юного зрителя), театральные критики Арина Шепелёва, Ольга Глазунова и Владимир Спешков. Председателем жюри, по уже сложившейся традиции, выступил Марек Вашкель (театровед, профессор Варшавской театральной академии, директор театра кукол города Познань).

Первым спектаклем-участником стала работа хозяев фестиваля «Времена года» по одноименному фортепианному циклу Петра Ильича Чайковского. Режиссерами выступили актеры Екатеринбургского театра кукол - Валерий Бахарев и Павел Овсяников. Постановка состояла из двенадцати миниатюр, отражающих главные особенности каждого времени года. Для Елены Лисиной (художника спектакля) «Времена года» были первым «экспериментом», который принес ей победу на Свердловском областном конкурсе театральных работ «Браво!-2012» (номинация «Лучшая работа художника театра кукол»).
- Задумкой нашего спектакля было показать, откуда берет начало русская культура. Вместе с Валерием Бахаревым и Павлом Овсянниковым мы продумывали, как создать спектакль для детей от 3-х лет так, чтобы им было всё понятно без слов, - рассказывает Елена.
На протяжении всех пяти фестивальных дней спектакли шли один за другим, точно времена года: яркие, разные, не похожие друг на друга. В спектакле «Кентервильское приведение» Московского театра кукол художникам Елене Кучеровой и Дмитрию Пристаю удалось создать на сцене атмосферу загробного мира, где главенствует покойный сэр Саймон и обитают беспокойные духи. «Кармэн» Вологодского областного театра кукол «Теремок» - очень стильная яркая интерпретация классической истории о силе любви, граничащей со смертью. Этот спектакль получил в этом году «Золотую Маску» в номинация «Лучшая работа режиссёра театра кукол». Конечно, все атрибуты Испании были налицо: коррида, страсть, звуки кастаньет и испанской гитары... Но сколько остроумных находок и неподдельного юмора в спектакле! Неудивительно, что он вызвал массу положительных эмоций у зрителей. Многих поразили мгновенные перевоплощения артистов, которые продемонстрировали не только мастерское владение куклой, но и прекрасную актерскую игру (пластичность и выразительность мимики, рук, всего тела).
В «Буратино» одноимённого Магнитогорского театра кукол и актера основными действующими лицами были куклы, в живом плане представали лишь Папа Карло (Дмитрий Никифоров) и Карабас-Барабас (Александр Анкудинов). Режиссёр Сергей Ягодкин использовал в спектакле клоунаду, которая на славу веселила как больших, так и маленьких зрителей. Яркие краски, огромные трансформирующиеся декорации - заслуга художника Анвара Гумарова.
Пензенский театр «Кукольный дом» показал свою работу по пьесе С. Мрожека «Убить Кароля». В фойе из катушечного магнитофона звучат песни Высоцкого, в зале - записи бесконечных речей Леонида Брежнева. Два самых известных голоса периода Застоя создают атмосферу, с одной стороны, для многих ностальгическую, с другой - тревожную. Ни покоя, ни уверенности в завтрашнем дне они не обещают. Да и сам спектакль, ставший в этом году лауреатом «Золотой Маски» сразу в двух номинациях, полон болезненной тревоги. История, разворачивающаяся на камерном пространстве конторского стола, ставит перед нами глобальные вопросы. Виктор Никоненко (обладатель «Золотой Маски» за «Лучшую работу художника») выстроил на письменном столе почти игрушечный мир, не забыв про самые мелкие подробности. Сперва даже верить не хочется в то, что это крошечное пространство может быть агрессивным, опасным. Но так оно и есть. О совести сегодня не пишут, не снимают, не говорят. Режиссёр Владимир Бирюков заставляет вспомнить это очень несовременное слово, выбрав для разговора почти анекдотичный случай, который можно было бы назвать «из врачебной практики» или «из опыта молодого чекиста».
Наконец, дошла очередь и до Италии. Театр «Koreja» посвятил свой спектакль эпизоду «Что такое облака?» из фильма Пьера Пауло Пазолини «Каприз по-итальянски». Основной декорацией служило небо, которое меняло оттенки и помогало героям отразить жизнь. Комизм, а подчас и абсурдность происходящего, ни на минуту не дают забыть о пугающей истине, открытой публике в первые же минуты действия: все персонажи - лишь заброшенные на ночь марионетки, отыгрывающие едва ли не бессмысленные сюжеты под чутким руководством кукловода. Имя кукловоду - Карл Великий, повелитель бесстрашного войска паладинов. Он мальчик со своими маленькими игрушками, с любопытством сталкивающий их между собой без доли сожаления, отдающий команды послушному отряду с ненастоящим оружием, дёргающий за нити судеб, связывающие людей в целый орден. Постановка замечательным образом подводит к этим вопросам каждого зрителя, оставляя на заднем плане карикатурные сражения маленьких паладинов и обращаясь к нашему пониманию жизни, её течения иБыли среди участников-иностранцев и французы. Театр «XZART» показал социально-психологическую сказку для детей «Мой маленький братик не такой, как все». В этом спектакле затронута чрезвычайно важная и серьезная тема - проблема социальной адаптации больного ребенка в нормальной среде. Выбранная тема очень актуальна сегодня, и она, несомненно, должна быть показана на сцене. Так просто и незамысловато рассказанная история о зайчонке Дуду, который заболел ещё до своего рождения болезнью Дауна, заставляет задуматься о многом. Этот спектакль учит терпению, милосердию и доброте. В нём столько мудрых и важных слов! Маленький братик почти не разговаривает, а ведь нам кажется, что это так просто...
Театр «genre: Gray» под руководством Мияко Куротани подарил екатеринбургскому зрителю уникальную возможность погрузиться в иную культуру, соприкоснуться с особой эстетикой и мировидением Востока. На сцене Камерного театра музея писателей Урала был сыгран спектакль, состоящий из двух частей: «Истории некоего лица» и «Истории некой птицы». В центре спектаклей находится не просто кукольник, но весь арсенал театральных выразительных средств. Звук, свет, пространство, окружающий человека предметный мир - всё обретает особый смысл. Разрабатывая современный сценический язык, театр широко использует различные предметы и куклы, с помощью которых визуализируется неуловимое присутствие потусторогнних сил. Неспешность и нарративность повествования, медитативность, обилие образов-символов, характерное звучание корейского струнного инструмента погружают зрителя в иное измерение, требуя осмысления. Две «Истории...» - это размышление о природе человеческой памяти и перерождении, о том времени, когда человек отправляется к невозвращению или к новому рождению.
В противовес иностранцам русские выставили свою тяжёлую артиллерию - «...и Наказанiе», Рязанского государственного областного театра кукол. Спектакль Олега Жюгжды больше похож на удивительный аттракцион для скучающей публики, чем на инсценировку программного романа Достоевского. Для повествования режиссёр выбирает интонацию комфортную для сегодняшнего зрителя, который готов смеяться, но не думать. Блестяще выполненные бесконечные игры-переходы актёров от марионеток в живой план и обратно; теневой театр; народные песни; хождение персонажей по над пропастью (в ней расположен зрительный зал)... На первый взгляд, всё работает на зрелище, не давая хлеба для ума. Но это только кажется. Сегодняшний обыватель слышит про убийства каждый день да не по разу, и историей про маньяка-неудачника его не впечатлить. Жюгжда понимает это очень хорошо. Два с половиной часа он будто бы ищет правильный тон повествования: триллер, мелодрама, бытовой репортаж... Зал то вздрагивает, то хохочет, то умиляется. Через этот марафон бесконечно меняющихся эмоций режиссёр приводит зрителя к главному. Раскольников в исполнении Василия Уточкина на протяжении всего спектакля уходит от осознания своего поступка, отмахивается от чувства вины, отвлекаясь на тени, песни, голоса. И только в финале у главного героя появляются силы на то, чтобы просто и внятно сказать:« Я убил че-ло-ве-ка». И в этот момент он предельно серьёзен. И зал, откликается на это, СЛЫШИТ, забывая про то, что серьёзность сегодня не в тренде.
Передохнуть зрители смогли на весёлом ярморочном спектакле «Волшебное кольцо» Санкт- Петербургского кукольного театра сказки и на лиричной итальянской комедии «Ненормальная жизнь» (компании «Otto Panzer» и «Trukitrec»).
Сразу два театра-участника в этом году обратились к античной теме: Курганский «Гулливер» показал своего «Эдипа», а молодые хулиганы из Питерского «Karlsson Haus» представили свою смелую версию «Одиссея». Оба спектакля поставили цель - донести до зрителя повествовательный текст. Но в первом случае, безмолвные актёры старались передать весь трагизм происходящего, а во втором, питерские ребята с юмором рассказали публике о приключениях Одиссея. В интервью они объяснили: «Это постановка Алексея Лелявского о мужчине, которого просто зовут не Володя, а Одиссей. Который не на стройке работает, а поехал на войну, у которого остался ребёнок и красавица жена...». Заключительный день фестиваля подарил зрителям «Пиноккио», сделанного Екатеринбургским театром кукол совместно с «Цахес-театром» из Флоренции и встречу с настоящим народным театром Пульчинеллы в исполнении кукольника в пятом поколении Гаспаре Насуто. Итальянский актёр признался, что не заканчивал театральной школы, он учился у старших, которые рассказывали ему истории о великих кукольниках, которых им довелось видеть. «Они обращали внимание на основные вещи - ритм, точность музыки, правильность речи. У нас существует поверье, что новый большой кукольник рождается раз в пятьдесят лет. Это во многом связано с тем, что наша традиция устная, она не передаётся через школу». Несмотря на любовь к своему персонажу, Гаспаре не считает, что он достиг вершины искусства кукловода. Он лишь старательно работает над собой. Зрителя же мастерство итальянца не просто поражает, а приводит в замешательство: порой очень сложно поверить, что за ширмой работает всего один человек.


ИТОГИ
«Лучший актёр» - Василий Уточкин за исполнение роли Родиона Раскольникова в спектакле «... и Наказанiе»;
«Лучшая актриса» - Елена Гусева за роль в спектакле «Мой маленький братик не такой, как все»;
«Лучший художник» - Франческо Дживоне («Пиноккио»);
«Лучший режиссёр» - Владимир Бирюков («Убить Кароля»);
«За художественную целостность»- «Кармен»;
Гран-при и специальная премия "Признание" в номинации «Лучшая актерская работа» - Гаспаре Насуто.

Опубликовано 04 ноя 2014


Мария Зырянова, Ксения Рыжова, Семён Чернов, Яна Ферран (по материалам фестивальной газеты «Петрушка Великий»)

К списку публикаций