НУ ЭТО ЖЕ ТАК ПРОСТО — КОЛДОВАТЬ

19
Апрель

В Екатеринбургском театре для самых маленьких зрителей очередная премьера — «Маленькая Баба Яга», спектакль по сказке немецкого писателя Отфрида Пройслера «Маленькая колдунья».
Уже по названию понятно, что речь пойдёт о колдовстве, о превращениях и, естественно, о добром и злом, что сопровождают все эти заклинания и кувыркания с волшебной метлой (какая Баба Яга без метлы?). На самом деле Маленькая, как задумал автор, — существо, невероятно обаятельное и непохожее на своих могущественных предков уже потому, что ей вовсе не хочется делать плохие дела. И так получилось, что все свои нечеловеческие возможности она направляет на то, чтобы помогать тем, кого обижают.
Поставила спектакль петербургская команда — молодой, довольно интересный и уважаемый среди коллег режиссёр Андрей Смирнов, у которого уже есть опыт работы с нашим кукольным театром, художник Екатерина Петухова, создавшая на сцене многослойный, объёмный, перспективный бабьеёжный мир. Картины природы, быта, в которых крутится 127-летняя малышка Яга, меняются, как в мультике: день на наших глазах незаметно переходит в ночь, зима элегантно перетекает в весну, костёр, где происходит ведьминский шабаш, «лёгким движением руки» превращается в лужайку с аккуратненьким домиком. Глаз ни ребёнка, ни взрослого не скучает, разглядывая эти волшебные перемены. Художнику — не отказать в фантазии, мастерам — в качестве исполнения задуманного.
Это, что называется, в активе спектакля. В пассиве премьеры — куклы. Не знаю как пятилетних малышей, но меня лично они привели, мягко говоря, в недоумение. Если с Бабами Ягами, шаманами-масками — ещё можно коверкать лица до приятно-уродливых, то с людскими — вряд ли, если, конечно, того не требует замысел автора пьесы или спектакля. На лицах людей — печать неизлечимой болезни. Это явно диссонирует с позитивным настроем, заложенным в литературном первоисточнике, и превращает добрую, должную быть поучительной, сказку в нелепый, неуместный комикс, в котором пятилетки вряд ли считают мораль и мудрые наставления, ощутят и поймут сказочный мир Пройслера — светлый, уютный и дружелюбный.
За мощным, нависающим изобразительным рядом несколько потерялся тонкий смысл происходящего в жизни Маленькой Бабы Яги. И это не спасают ни достойные актёрские работы, ни отличные музыкальные дивертисменты перед занавесом. И даже текст, очень творчески освоенный создателями спектакля, с любопытными параллелями (больше, конечно, для взрослых) в нашу жизнь и в нашу культуру, теряется, уходит на задний план.
Но… Добро всё- таки побеждает.


 

К списку публикаций