НИКОЛАЙ БАБУШКИН

02
Январь

Режиссер-постановщик Екатеринбургского театра кукол представил детский новогодний спектакль «Морозко» как оригинальное прочтение евангельских заповедей.

Ребенок есть в каждом взрослом человеке, даже самом суровом. Люди боятся раскрыться и прячут в себе искренность настолько глубоко, насколько объемны их комплексы. Я ставил спектакль так, чтобы сохранялось ощущение «мультяшности». У нас сложная сценография, перемещается несколько пространств одновременно, и потому действия выглядят очень правдоподобно. Я вообще люблю этот жанр. Он понятен всем -либо предмет или явление есть, либо его нет. Считаю, что чем меньше ребенок, тем меньше должна быть доля условности в спектакле.
До сих пор смотрю мультфильмы со своими детьми, в том числе, и полнометражные американские. Во-первых, они мне интересны с профессиональной точки зрения. А, во-вторых, Голливуд очень часто поражает вначале простотой изложения, а далее - тем, как просто и послойно излагается мораль. Я понимаю и вижу несколько смыслов, восьмилетняя дочь улавливает сюжет, а двухлетний сын просто следит за действием - и всем нам интересно. Вот такого эффекта я и старался достичь, когда ставил «Морозко». Мне нравятся «многослойные» спектакли.
В спектакле задаются вопросы общечеловеческие, нравственные, у нас идет разговор о справедливости и воздаянии, о том, что за все свои поступки надо отвечать. В центре повествования -девочка Настенька, у которой умерла мама. Но это еще даже не исходное событие, это предлагаемые обстоятельства - ведь отец решил жениться. И он приводит в дом шабаш, некую заразу, против которой и он сам, и его дочь бессильны. Это еще одна тема спектакля: почему добрые люди чаще всего оказываются слабыми и беззащитными перед злом. И только сверхъестественные силы в лице Морозко восстанавливают утраченную гармонию.
Даже в самом драматичном действии нужно отмерить пространство для юмора. Я избегаю прямого прочтения народных сказок - там много жестокости: ребенок сбивается с ног, хлопоча по хозяйству, мачехина дочка замерзает, а ее кости предъявляют в качестве доказательства односельчанам. Поэтому вместо реальных ужасов зимнего леса у нас из берлоги вылезет медведь с елкой на макушке. Но есть он никого не станет!
Я считаю, что мир гармоничен. Потому что - рано или поздно - все получают по заслугам. С этим можно поспорить, наблюдая, как один рождается чудовищем, а другая красавицей, один наслаждается жизнью, а другой страдает - где же справедливость, спросите вы? Но мы привыкли верить в то, что, страдая, человек искупает ошибки и становится, наконец, счастлив.©
«Морозко». Театр кукол, 24 декабря

К списку публикаций