НЕЗРИМЫЕ ГЕРОИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА
В екатеринбургском Доме художника в рамках Уральского культурного форума открылась выставка художников театра Уральского федерального округа, на которой представлены работы авторов из Тюменской, Челябинской, Курганской и Свердловской областей. Эта экспозиция предоставляет зрителям редкую возможность увидеть оборотную сторону создания спектакля, поиски и вариативность интерпретаций самого разного литературно-драматургического материала.
Возможность, действительно, редкая. Навскидку, кажется, и не удастся вспомнить, когда в последний раз театральные художники, да ещё и с соседних областей, вот так делились своими работами, эскизами, показывали поиск образа. Как же редко художественное закулисье становится доступно зрителю…
– Очень редкое явление, – подтверждает мои слова Юлия Селаври – главный художник Екатеринбургского театра кукол. – Подобные региональные выставки случаются так редко, что я даже не скажу, когда была последняя… А межрегиональная была в 2011-м. Тогда выставлялись художники театра и кино. Так удачно, что нам сейчас удалось всё это собрать. Меня спрашивали: «Выставка будет тематическая?» Мы так редко собираемся, что ограничиваться какой-то тематикой просто нецелесообразно. Хотелось бы почаще организовывать такие выставки. Чтобы понимать, у кого какие проблемы, показывать, чем мы сейчас дышим.
Художник в театре – незримый герой. Точнее, зримый только его результат. Понятно, что за воплощение главных смыслов спектакля отвечает режиссёр, но художник является полноценным его соавтором, поскольку в постановке важное место занимает сценография.
Выставка располагается сразу в двух залах. Один из них практически полностью отдан материалам Эдгара (1885–1951) и Олега (1909–1998) Бернгардов. Люди с уникальными судьбами, в которых словно отразился путь развития России в XX веке. Эдгар родился в Германии, учился в Санкт-Петербурге и в Мюнхене, работал в Ленинграде, был художником-постановщиком академических театров Киева и Казани, ставил спектакли во многих городах Союза: Пятигорске, Николаеве, Грозном, Ростове-на-Дону, Таганроге, Кишинёве.
Как отмечает искусствовед Галина Шарко, Эдгар Бернгард оставил большое наследие – эскизы декораций и костюмов, форэскизы, наброски, планировки сцены и другой подготовительный сценографический материал, подтверждающий широту диапазона мастера. Работы Эдгара Бернгарда – это словно самостоятельные картины, на которых видно, что художник мыслил пространственными категориями.
А вот его сын – Олег – на Урале работал в Свердловском театре оперы и балета, оставив яркие и разнообразные варианты решения пространственных и свето-цветовых задач. Причём одинаково виртуозно создавал как интерьеры, так и природные виды. Бернгарды работали в классическом ключе, использовали традиционные материалы – акварель, гуашь, пастель, карандаши. Эскизы для выставки передали родственники художников.
Интерес также вызывают и произведения Олега Манькова, в 1930-1950-е работавшего в Свердловском театре оперы и балета. Героев спектакля «Доктор Айболит» он изображает с ярко выраженной пластикой. Будто в нарисованных костюмах – уже актёры, осталось только сшить.
На экспозиции представлены работы более чем пятнадцати театральных художников. Кроме самих набросков, картин, также можно увидеть настоящие куклы, созданные для спектаклей, макеты сценографии и даже сами костюмы.
– Театр очень разный – драматический, для юных зрителей, кукольный, музыкальный, мы попытались отразить все стороны, – добавляет Галина Шарко.
В частности, свои работы предоставила Юлия Селаври. Тут и эскизы к знаковым спектаклям, например, к постановке «Бобок», где художник наглядно воплощает духовную деградацию персонажей. Или же к «Сказке фей», где фантастический мир передаётся через воздушность пластики и красочную палитру. Также на выставке можно увидеть и кукол. На самом верхнем стеллаже – Поросёнок Плюх. Жаль, что нельзя взять в руки и рассмотреть поближе.
Выставка открыта до 20 июля. Вход свободный.