«НЕЛЬЗЯ ДУШИТЬ УЧЕНИКОВ» — «К СОЖАЛЕНИЮ!»

06
Июнь

«ОТОМСТИТЬ ДО ПЕРЕМЕНЫ» - ЕКАТЕРИНБУРГСКОГО ТЕАТРА КУКОЛ

Не зря в названии моего очерка фигурируют слова «Нельзя душить учеников». Именно эта реплика звучит в одной из сцен спектакля «Отомстить до перемены» Екатеринбургского театра кукол. А рядом со мной в зале сидела женщина, которая весь спектакль негодовала на мальчика лет десяти, то и дело комментировавшего происходящее своей маме. Когда со сцены прозвучала фраза «Нельзя душить учеников», она не сдержалась и добавила: «К сожалению». Не знаю, была ли её реплика связана с высказываниями юного театрала, но спектакль как будто отвечал именно ей. Он ставит сложные вопросы и при этом — о многом говорит вслух, прямо и без снисхождения.

На втором дне премьеры — 31 мая 2025 года — публика была самой разнообразной: школьники, студенты, родители и, главное, учителя и преподаватели. Это не просто важное обстоятельство — это прямая связь с темой постановки. Зрители, пришедшие на спектакль, сами ежедневно проживают те эмоции, которые были выведены на сцену. Такой контакт между сценой и залом — особая сила спектакля. Постановка, несмотря на внешнюю яркость и кукольную форму, глубоко взрослая, точная и больная. Интересно, как спектакль работает с разными возрастами и профессиями в зале. Здесь и смена театральных звонков на школьные — что сразу задаёт нужный ритм, и прямые обращения главного героя к зрителям: он не просто играет роль, он будто выходит за рамки сцены, чтобы включить каждого. Юмор спектакля точен — его по достоинству оценит только тот, кто знаком с педагогической реальностью: тут и выгорание, и вечные «пед. собрания» и взаимоотношения с коллегами.

Актёрская работа заслуживает отдельных слов. Валерий Полянсков в роли Вениамина Горбинского создал очень точный, сложный и живой образ учителя — не карикатурного, не пафосного, а настоящего. Его герой страдает, сомневается, не выдерживает — но в какой-то момент видит, зачем он вообще пришёл в школу. Молодые актёры, играющие сразу множество ролей, добавляют спектаклю ритма и объёма — школьная и внешкольная атмосфера сменяется буквально на глазах, а каждый новый персонаж узнаваем до боли.

После спектакля я пообщался с несколькими зрителями и предложил им коротко поделиться впечатлениями.

Студентка УрГПУ, амбассадор арт-кластера «Таврида» в Свердловской области Елизавета Максимова:
«Спектакль очень необычный, мне казалось, что я нахожусь в голове у главного героя, настолько чётко переданы эмоции и чувства персонажей! Дополняли эмоции и прекрасно подобранные декорации и костюмы героев!»

Школьник Александр, 9 лет:
«Мне очень понравился спектакль, он заставляет задуматься, что профессия учителя очень важна, и к учителю нужно относиться уважительно и с добротой! Мне очень запомнился большой палец, который показывал на главных героев со сцены!»

Организация коллективного похода класса на спектакль «Отомстить до перемены» может показаться логичным шагом: совместное культурное мероприятие, как правило, способствует сплочению коллектива и развитию эмпатии. Однако в случае с данной постановкой важно учитывать её содержание и потенциальное воздействие на участников. Спектакль поднимает сложные и эмоционально насыщенные темы, связанные с отношениями между учителем и учениками, включая конфликты и буллинг. Если в классе уже существуют напряжённые отношения между педагогом и учащимися, совместный просмотр может усугубить ситуацию. Подростки могут воспринять происходящее на сцене как отражение или даже осуждение их собственного поведения, что приведёт к оборонительной реакции или усилению агрессии. В конфликтных ситуациях учащиеся находятся в напряжённом эмоциональном состоянии, могут испытывать страх и агрессию, что требует деликатного подхода со стороны педагогов. Кроме того, если учитель, с которым у учащихся сложились сложные отношения, присутствует на спектакле, это может вызвать у детей ощущение давления или манипуляции. Вместо того чтобы задуматься над поднятыми вопросами, они могут сосредоточиться на защите своей позиции или поиске подтверждения своей правоты. Это особенно актуально в подростковом возрасте, когда стремление к самостоятельности и чувствительность к критике особенно выражены.

В связи с этим более эффективным подходом может быть индивидуальный или семейный просмотр спектакля. Родители, посещая постановку вместе с детьми, могут создать безопасное пространство для обсуждения увиденного, поделиться своими мыслями и выслушать мнение ребёнка. Такой формат способствует более глубокому осмыслению темы и развитию эмпатии.

Для учащихся педагогических классов, студентов педагогических колледжей и университетов, а также для самих учителей и преподавателей спектакль представляет особую ценность. Он становится мощным инструментом профессионального самоосознания, заставляя задуматься о трудностях и ответственности, связанных с педагогической деятельностью. Постановка поднимает вопросы о тяжести учительской ноши, о том, как порой возникает усталость от профессии и даже раздражение по отношению к ученикам. Однако в конечном итоге спектакль напоминает о важности и значимости педагогического труда, о том, зачем учитель продолжает работать и преодолевать трудности.

«Отомстить до перемены» — спектакль не о мести, а о боли. О том, как тяжело быть учителем. Как легко в этом деле выгореть, обозлиться, потерять смысл. Но и о том, что этот смысл всегда можно вернуть.
Наша профессия тяжела до невыносимости, но она даёт и самые ценные плоды. Именно эта мысль звучит в спектакле сквозь слёзы, иронию и гротеск: педагогика — это не подвиг, это путь. Иногда тёмный, иногда светлый, но всё-таки — путь вперёд.

 

К списку публикаций