НЕ ТАКИЕ, КАК ВСЕ. ТАКИЕ, КАК МЫ
«Петрушка Великий» представил метаморфозы кукол и людей
Коротки фестивальные дни. Только утром 12 сентября мы ликовали вместе с участниками, встречая первый выход на улицу и на сцену «Петрушки Великого», а уже вечером 16 сентября в Театре кукол (ул. Мамина-Сибиряка, 143) состоится последняя церемония VII Международного фестиваля театров кукол в Екатеринбурге. Каким бы ни был вердикт жюри, зрители, посмотревшие хотя бы один из 15 фестивальных спектаклей, в проигрыше не остались. Куклы, выйдя под руководством людей за рамки привычного, показали в свете рампы разнообразие мира так, как люди без кукол, наверное бы, не смогли.
Ружьё ещё стреляет
После спектакля «Убить Кароля» Пензенского театра «Кукольный дом» кажется, что эта пьеса Славомира МРОЖЕКА создана именно для театра кукол. Для таких кукол, которые действуют в этом спектакле (художник Виктор НИКОНЕНКО, режиссёр Владимир БИРЮКОВ), где абсурда не меньше и ничуть не больше, чем в обыденной жизни. Под бурчание «партийной» речи из радиоприёмника начинается утро в кабинете респектабельного окулиста. Доктора в чёрных халатах и медицинских масках (актёры-кукловоды) тщательно протирают пинцетом с проспиртованной ваточкой стол, и телефон, и шкаф с зеркалом, и кожаный диван — стерилизуют от всякой заразы. Но зараза приходит на двух ногах и приезжает в инвалидной коляске на приём к окулисту. Внук с шишковатой лысой башкой в кожаном чекистском пальто — молодая копия другого персонажа, своего дедушки-инвалида с заряженной двустволкой. Ружьё, конечно, выстрелит. Пальнёт без промаха в очередного докторского пациента ветеран пенитенциарного фронта: «Дедушка никогда не ошибается». Но прежде внучок с дедом отберут у доктора очки — зрение и знание. И окулист постепенно съёживается от страха (кукла уменьшается в размерах). Со всеми обвинениями согласится, подставит «Кароля», как мишень, и даже выступит с инициативой: сообщит по телефону своим мучителям, когда к нему явится следующий «Кароль». Вряд ли этот маленький доктор, встав на подоконник распахнутого окна, сделает свой последний шаг. Потеря человеческого достоинства неизлечима.
Был сильный ветер…
Неизлечима, как и болезнь Дауна. Рождённые с ней дети живут среди нас, умных, и вот как с ними быть? Как им быть? Спектакль Мишеля РОЗЕНМАННА и Александра ЕЧЕИНА (художник) для маленьких и взрослых зрителей о зайчонке-даунёнке «Маленький братик, не такой, как все» представил театр из Франции ХZART. Актриса Елена ГУСЕВА (русскоязычная) и юная дебютантка-француженка Полин рассказывают историю, отнюдь не благостную, но честную. Нас не обманывают, что всё в заячьей семье будет распрекрасно, что зайчонок Дуду перестанет писаться на ковёр, всему научится и станет «такой, как все». Трогательный, смешной спектакль чужд умилительной «сюсюкающей» успокоенности, так же, как и безнадёжности. Дуду водят к логопеду — сороке с певческим талантом, «накачанной» белке — преподавателю по физкультуре… Дуду старается, но снова срыв. Любящая братика Лили в отчаянии. Но мудрый филин рассказывает и показывает ей и нам, как полевые мышки (крошечные перчаточные куклы) строили дом в очень ветреный день. Домик получился кривым, и никогда прямым не станет. Но мышки его любят, украшают, укрепляют балками. Дом не виноват, просто его построили в день, когда дул очень сильный ветер.
На войне, как на войне
Легендарная история о Карле Великом и его паладинах — традиционная основа итальянских площадных представлений с марионетками. Помните, в «Крёстном отце» главные герои смотрят её в кукольном театре и от души хохочут. Театр Koreja из города Лечче привёз эту часть культурного кода своей страны «Петрушке Великому». Cпектакль «Паладины Франции» посвящён эпизоду «Что такое облака» Пьера Паоло ПАЗОЛИНИ из фильма «Каприз по-итальянски». У Пазолини актёры играют марионеток (в том числе и знаменитый ТОТО), которые в свою очередь играют «Отелло», а здесь — история про паладинов. Люди играют кукол — руки-ноги закреплены на лесках, и невидимый кукловод (Карл Великий) время от времени приказами направляет действие: его марионетки играют «в войну», его войну. Смешно до слёз и до слёз грустно. Жалко этих храбрецов, так азартно бряцающих детскими мечами и кастрюльными щитами. Не жалко этих дураков, так глупо гибнущих в игрушечной войне. Жаль прекрасных марионеток, которые только перед кукольной, но самой настоящей смертью разглядели облака в небе. Как князь Андрей в небе Аустерлица.
Аlter ego с крыльями
А героиня первой из двух историй, показанных театром genre:Gray из Токио, пытается вспомнить себя в небесах — в полёте. Акэми КИТАИ под щебет и вскрики струн корейского инструмента каягум воссоздаёт из кучи лоскутков крылатые души — свою, чужую, неведомую, необъяснимо влекущую. Другую историю рассказывают Мияко КУРОТАНИ и пианист Ёриюки ХАРАДА. Джазовые импровизации аккомпанируют «мемуарам» танцовщицы, в которых всё происходит снова, как когда-то. И опять из кусков ткани рождается её alter ego — живой персонаж, тяжело и сладостно теряющий и обретающий собственное творческое лицо, летящий в танце, как будто у него выросли крылья. «История некой птицы» и «История некоего лица» — микс визуального современного искусства и contemporary dance. Японский театр кукол явил новое лицо, не такое, какое видели прежде.
Люди играют с куклами, люди играют кукол. А куклы всегда играют людей — таких и не таких, всех и персонально.
ру