НА СЦЕНЕ — ГОДЫ, А В ТЕАТРЕ ВСЮ ЖИЗНЬ

05
Ноябрь

Петр СТРАЖНИКОВ — директор Екатеринбургского театра кукол, заслуженный работник культуры РФ, вице-президент Российского центра UNIMA — четвертого октября встретил свой 65-й день рождения. Наш разговор с Петром Степановичем — о его актерском опыте, о сложностях театрального руководства и, конечно, о Кукле, которая всем и всегда диктует свои правила игры.

— Иногда, по случаю, на пресс-конференциях или телеэфирах, вы берете в руки кукол. И всегда сразу виден профессиональный подход. Ведь по первому образованию вы актер театра кукол. Как многолетний актерский опыт повлиял на вас?
— У меня очень хорошая школа. В 1974 году я поступил в Горьковское театральное училище (теперь Нижегородское театральное училище имени Е. А. Евстигнеева). На курс к народному артисту РСФСР Александру Ивановичу Мишину — мастеру прекрасной ленинградской школы, которая учит искусству «оживления» и понимания куклы. Никакого грубого куклотаскания! На занятиях нас тренировали держать руку с куклой по 10-15 минут на одной высоте, а сама тренировка длилась часами. Учился я четыре года (правда, была вынужденная двухлетняя пауза на службу в армии), окончил училище с «красным дипломом» и по распределению попал в Челябинский театр кукол. В то время его возглавлял блистательный Валерий Вольховский. В 1980-е годы Челябинский кукольный был одним из бесспорных лидеров в нашем виде искусства. За несколько трамвайных остановок зрители спрашивали билеты, попасть на спектакли для взрослых было невозможно. Там я получил мощнейшую прививку большого искусства, вкуса. Мне привили понимание законов, по которым кукла существует на сцене, и дали возможность стать частью театра высокого уровня, смелости и поиска. Мы работали очень много с разными системами и в живом плане, конечно же, тоже. Моим первым спектаклем был «Приключения Незнайки», где я играл сразу несколько персонажей. Так что, когда сейчас я беру куклу, руки помнят и голова тоже. Вообще, если считать с училищем, то я на сцене был четырнадцать лет.

— Не тянет вас обратно в актерство?
— Нет. Есть кукольники от Бога, я к этой категории не отношусь. Но театр кукол очень люблю и понимаю, что это дело очень серьезное, не имеющее ничего общего с обывательским представлением о жанре, как о легком детском развлечении. Когда мы видим на сцене работу актера и куклы, то можем стать свидетелями настоящего чуда.
— А кто главный в дуэте актер-кукла?

— Я думаю, что кукла. Она же может подчиниться или не подчиниться актеру. С ней можно найти контакт, но для этого она должна быть «живая». А это уже задача художника. У хорошего художника кукла «оживает», и актеру остается только понять ту природу, которая в ней уже заложена, попытаться ее примерить к себе, «договориться» с ней. С моей точки зрения, на сцене кукла значительно выразительнее живого человека. И будущее нашего жанра все равно за куклой, которой просто нужно доверять.
— Помогает ли знание процесса изнутри при руководстве театром?
— Конечно. Но порой и мешает. Когда ты видишь потенциал идеи, понимаешь, что могло бы получиться при исходных данных, а оно в итоге не получается. Тогда бывает очень обидно. К вопросу о знании процесса изнутри: еще в Челябинске на определенном этапе работы я перепробовал несколько профессий в театре. Был артистом, администратором, а иногда и звукорежиссером, водителем, монтировщиком. Все лето театр работал на выезде, нас делили на несколько небольших бригад, которые выступали по всей области, а в полевых условиях, не имея полного штата людей, мы сами делали все. Приезжаем: бежишь, как администратор, все организовать и проверить, потом, как монтировщик, участвуешь в установке декораций, потом артистом на сцену выходишь. Помогал директору театра организовывать наши большие гастроли в Сочи, Ленинграде, Ташкенте... Административный опыт постепенно накапливался, и появилось желание развиваться дальше в этом направлении.
— Сколько вам было лет, когда вы стали директором Екатерин-бургского театра кукол?
— В 33 года я приехал в Свердловск поступать в театральный институт, который тогда только открыл факультет «Экономика управления и организации театрального дела». Учился заочно, приезжал на сессии и продолжал играть в Челябинском театре. На четвертом курсе получил предложение возглавить Екатеринбургский театр кукол. Было мне на тот момент 37 лет. И я еще доучивался два с половиной года.
Начал работать в ноябре, практически накануне новогодней кампании. Даже при всем моем предыдущем опыте, полной готовности у меня, конечно же, не было. Начались елки, и... началась сессия в институте, а в самом конце декабря у меня родился сын. Представьте — начало января, в театре сплошные проблемы, за стенкой кричит младенец, часа в четыре утра я готовлю какое-то задание к сессии и нервно смеюсь: «Ну, парень, вляпался же ты...».
Но постепенно все как-то сложилось. В начале 1990-х годов в театре сложилась очень конфликтная ситуация, и надо было, помимо администрирования, как-то урегулировать внутренние «войны». Руководителю всегда нужно стоять над ситуацией, над конфликтом, искать способы воздействия или компромиссы... Жизнь — такой лабиринт, в котором можно зайти в тупик, найти дорогу, опять заплутать, но надо обязательно продолжать искать путь.
— Как вам кажется, Петр Степанович, вы по этому лабиринту правильно идете?
— Все же приходит с жизненным опытом. Появляется понимание того, что категорически в профессии делать нельзя, возникает понимание себя, своих возможностей. В нашем театре я же выполняю еще и функцию художественного руководителя. Спектакль — это краска. Каждый режиссер, как правило, ставит свою тему, про то, о чем болит. Но в театральной палитре обязательно должны быть разные краски, звучать разные голоса. В Екатеринбургском театре кукол мы стараемся держать баланс в репертуаре между постановками сложными, фестивальными и спектаклями кассовыми. В любом случае, всегда интересно, когда режиссер и художник смотрят на мир через куклу, через маску, через придуманный образ.
— Как человек многоопытный, какой совет вы дали бы начинающему актеру-кукольнику и молодому директору театра?
— Артисту необходимо погружаться в профессию, знать куклу, иметь к ней подход. Как музыканты часами оттачивают технику, так и кукольники должны держать себя в профессиональном тонусе. Тогда и кукла у них в руках оживет.
А молодым руководителям хочется сказать: «Не ходите туда!». Шутка, конечно, но если ты не любишь театр, не понимаешь его специфики, не любишь артистов, которые могут быть очень разными и непростыми в общении людьми, то лучше иди руководить чем-нибудь другим. Нужно иметь современное представление и видение театра в сегодняшнем мире. Театр — это же и «зеркало» жизни, и своего рода трибуна. И нам нужно понимать свою ответственность за это.

https://www.muzkom.net/sites/default/files/kultural/8-84_kulturaurala.pdf

К списку публикаций