МИКРО, МАКРО, МЕГА В ОДНОМ ТЕАТРЕ

21
Март

Этот театр знаком всем екатеринбуржцам с самого нежного возраста — Театр кукол (ул. Мамина-Сибиряка, 143). Он ярко заметен в космосе мирового искусства театра кукол (мега), занял в нём место, соразмерное (макро) мастерству и творчеству своих постановщиков, художников, актёров в партнёрстве с куклами-артистами, которые бывают на его сцене и микро, и макро, и даже мега. Понятия из физики применимы к нашему Театру кукол и метафорически — к смыслам его разных спектаклей, которые вырастают и углубляются по мере взросления зрителей.

Накануне Международного дня театра кукол, который кукольники всего мира отмечают 21 марта с 2003 года, мы поговорили с директором екатеринбургского Театра кукол Петром СТРАЖНИКОВЫМ. И в нашем разговоре тесная взаимосвязь разновеликих «миров», когда люди играют вместе с куклами, тоже проявилась. Она заключена уже всамом названии Международного фестиваля, который Театр кукол снова проведёт в сентябре 2016 года, — «Петрушка Великий». Старинная маленькая кукла — великий персонаж театров кукол разных стран, пусть и под разными именами. Международный!

— «Петрушка Великий» пройдёт в Екатеринбурге в восьмой раз. Какие театры к нам приедут этой осенью?

— Приём заявок завершился 1 марта. Около 70 театров приняли участие в конкурсном отборе для фестивальной программы. Думаю, нам удалось выбрать из предложенного наиболее интересное. А что окажется самым интересным уже в фестивальном контексте, решит в итоге международное жюри во главе с историком театра кукол, профессором Варшавской театральной академии Мареком ВАШКЕЛЕМ, нашим давним другом. Его родную Польшу на этот раз представит Краковский театр кукол. Привезут на фестиваль спектакли из Италии, Франции, Греции, Бельгии, Чили… Приедут курганский «Гулливер», театры из Челябинска, Перми, Омска, Петрозаводска, Иркутска, по два театра прибудут из Санкт-Петербурга и из Белоруссии — из Бреста и Минска.

— До сентябрьского «Петрушки…» будет ещё одно всемирное кукольное событие. В конце мая в испанском Сан-Себастьяне начнётся ХХII конгресс UNIMA (Международный союз деятелей театров кукол под эгидой ЮНЕСКО). Вместе с двумя московскими коллегами вы представляете Россию в международном совете UNIMA. Собираетесь в Испанию?

— Участие в конгрессе позволило бы расширить международные связи нашего театра, также очень интересно посмотреть спектакли фестиваля, который пройдёт в рамках конгресса. Напомню, кстати, что в 2009 году екатеринбургский Театр кукол принимал саммит UNIMA. Подобная встреча делегатов всемирной организации кукольников проходила в нашей стране только однажды — в Москве, в 1976 году. Такая честь была оказана нашему театру, в том числе и в связи с проведением «Петрушки Великого», который к тому времени стал известным в мире фестивалем. А сейчас, когда приближается наш восьмой «Петрушка…», заботимся, прежде всего, о достойном проведении фестиваля, хотя официальное приглашение на конгресс я уже получил…

— Всякий раз «Петрушка…» предлагает будущим участникам особую тему…

— И на этот раз тоже. Тема восьмого «Петрушки Великого» такая: «Театр кукол: amor et mortis». То есть любовь и смерть.

— Действительно — мега-тема. В репертуаре нашего театра есть спектакль, напрямую с ней связанный, — «Ромео и Джульетта». Но как же быть с фестивальными спектаклями для малышей?

— Темы «Петрушки…» всегда масштабны. Например, была такая: «Театр кукол: от наивности ребёнка до мудрости философа». Здесь нет никакой тематической дискриминации. Искусство театра кукол ведёт разговор со зрителями любого возраста о большом, важном, вечном, каким бы ни был сюжет. Даже в «Колобке». А наш спектакль «Ромео и Джульетта», да, будет представлен фестивальной публике и жюри. На правах хозяев фестиваля мы можем показать в конкурсе ещё один спектакль.

— Пётр Степанович, до того как стать директором театра, целых 10 лет вы были актёром Челябинского театра кукол. Помните свои роли?

— Ну конечно. Челябинский театр кукол под руководством Валерия ВОЛЬХОВСКОГО, имя которого сейчас носит, был тогда одним из интереснейших в стране театров. Я играл в спектаклях «Сон в летнюю ночь» ШЕКСПИРА, «Процесс над Жанной Д`Арк» по пьесе Жана АНУЙЯ, «Карьера Артуро Уи» БРЕХТА… А самой-самой первой ролью стал Булька, собачка охотника Пульки в «Приключениях Незнайки».

— Как наш Театр кукол отмечает свой профессиональный праздник?

— Открыли новый камерный MAMIN зал для самых юных наших зрителей, где можно не только спектакль посмотреть, но и позаниматься в мастер-классе. Показали здесь премьеру «Разноцветные сказки». И сам праздник встречаем премьерой. 20 марта впервые покажем романтическую балладу «Братья-лебеди» по андерсеновской сказке. Режиссёр спектакля Олег ЖЮГЖДА — постановщик «Ромео и Джульетты» на нашей сцене и неоднократный лауреат «Петрушки Великого». Он возглавляет театр кукол в белорусском городе Гродно. Так что накануне Международного дня театра кукол у нас и премьера — международная.

К списку публикаций