МАСТЕР ЧУДЕС
...Открывается театральный занавес — и перед нами королевский замок с резными воротами, или маленькая деревенская избушка, занесенная снегом, или прорубь, в которой плавает говорящая щука... Такое волшебство придумывает и рисует художник, воплощают в «живое» убранство сцены столяры и бутафоры, резчики по дереву и металлу, осветители, реквизиторы... Одним словом, коллективы разных театральных цехов. А отвечает за это хозяйство всего один человек — заведующий постановочной частью. В театре кукол это Ирина Денщикова, у которой нынче славная дата — 50-летие.
В хозяйстве Ирины Константиновны семь цехов, и заведует она им уже более десяти лет.
— А вообще мой «кукольный» стаж приближается к тридцати годам, — рассказывает она. — Начинала со швейного цеха. С детства видела маму за швейной машинкой, она всегда что-то шила, кроила, всю семью одевала. Я окончила школу закройщиков. И как мастер-модельер и швея пришла в Екатеринбургский театр кукол. Возглавила швейный цех, многому училась у Ларисы Ефимовой, прекрасного мастера по изготовлению кукол, костюмов. Приглядывалась и к работе сослуживцев из других цехов. И вдруг предложение руководства стать «завпостом». Сначала сомневалась, справлюсь ли. Ведь почти нигде в театрах на должности заведующего постановочной частью нет женщин. Но очень захотелось чего-то нового. И — решилась.
Сейчас Денщикова в работе каждого цеха разбирается досконально. Со всеми находит общий язык.
— На начальном этапе создания спектакля, — говорит она, — проводится технический совет, где производственно-постановочные цеха обсуждают механику кукол, все детали костюмов, декорации, реквизит, из каких материалов все это будет изготавливаться. А потом — за работу.
На радость Ирины Константиновны во всех цехах трудятся талантливые люди, настоящие мастера. Перед премьерой, когда вечно времени не хватает, бывает, все они, вместе с «завпостом», покидают театр глубокой ночью или даже под утро.
Сейчас в театр все чаще поступает новое оборудование, которое приходится осваивать и специалистам в цехах, и их начальнице.
— И я пошла учиться, — рассказывает Денщикова, — сама об этом задумывалась и послушала совет Светланы Николаевны Учайкиной (тогда директора театра), которая подсказала: «Иди в Санкт-Петербургскую академию театрального искусства». Что я и сделала. В 2012 году получила диплом «Художник-технолог сцены». Теперь знания, полученные в академии, использую в работе. Чем замысловатее чертеж, эскиз, тем больше азарта претворить его в жизнь. Поток дел, забот и хлопот в театре нескончаем. Меня радует, что недавно у нас произошло как бы разделение труда. Все производственные цеха теперь в ведении Юрия Фирсова. А у меня — эксплуатационные: осветительный, реквизиторский, костюмерный, которые постоянно взаимодействуют с актерами. Хотя у всех цехов задачи разные, но цель одна — спектакль должен пройти без сучка без задоринки. Ведь зритель, придя к нам, ждет чуда, поэтому за кулисами мы и творим чудеса.