«МАРИОНЕТКИ» И КУКОЛЬНИКИ — НА ВЫСТАВКЕ И В ТЕАТРЕ

19
Апрель

Однажды кто-то первобытный взял клочок шерсти мамонта, помял в руках, чтобы получились голова и туловище, или ветку дерева с «ручками-ножками» из сучков. И промычал-прорычал, а может, просто подумал: «Я - это я, а ты - охотник, или ребенок, или женщина...» Распределил роли. Началась первая театральная игра с куклой.

Это похоже, наверное, на сказку Редьярда Киплинга. Это было так давно, что по сравнению с тысячелетиями десять лет из XXI века, прошедшие со времени учреждения Всемирного дня кукольника, - пылинка в космосе времени. Но это очень важные десять лет для уральского театра кукол, ставшего «перекрестком», где встретились мировое и региональное искусство, где теперь взаимодействуют театры разных стран. В Екатеринбургском театре кукол именно за это десятилетие вырос в событие международного масштаба фестиваль «Петрушка Великий». Здесь же родился первый совместный российско-французский проект в новейшей истории театра кукол. Спектакль «Грибуль-простофиля и господин Шмель» в постановке европейского мэтра, режиссера и художницы Эмили Валантен с нашими артистами завоевал «Золотую Маску».
Осенью 2009 года Екатеринбург принимал весь театральный кукольный мир на саммите исполкома UNIMA - Международного союза театров кукол. Событие уникальное не только для Урала: раньше только в 1976 году, в Москве, собирались в нашей стране делегаты этой международной организации. Той самой организации - Union Internationale de La Marionnette, что в 2003 году учредила Всемирный день кукольника.

ОТ БУРАТИНО ДО ШЕКСПИРА

Ко Всемирному дню кукольника Екатеринбургский Дом актера и его Галерея «ДА», арт-клуб «Татьянин день» и художник Олег Григоров приготовили подарок. Это выставка с очень «кукольным» названием - «Марионетки».
Четырнадцать листов выполнены в технике граттажа, иначе - воскографии. Бумагу умащают воском, заливают тушью и процарапывают на ней изображение чем-нибудь острым. Признанный мастер граттажа Олег Григоров создал серию «Марионетки» многооттеночной и многосмысловой, ироничной и философской. Черты добряка Папы Карло и злобного Карабаса-Барабаса соединились в Кукольнике - единственном персонаже многофигурных листов в рост человека. Прочие же умещаются в переносном кофре. Кукольник и его alter ego с разнополыми куклами в ящиках встречаются на листе «Две дороги - два пути». У одного - сплошь «буратино». У другого - только «мальвины». Ни одного Пьеро: вымер как вид. А куколки вытягивают шеи, ловят взгляды из противоположного ящика, кокетничают. Сейчас они встретятся, как на сцене, на следующем листе.
Серия Олега Григорова - своего рода графический спектакль с кульминацией («Лети, моя душа!»), со сменой состояний и настроений, от катастрофы до «Веселухи», до драматичного финала «Урок истории». Куклы-люди или люди-куклы? Может быть, они как раз человеческого роста, а Кукольник кажется им великаном. Кукольник-Творец связан с марионетками этими путами - «палочками с ниточками» - нерасторжимо. Кто кого дергает за веревочки и выставляет напоказ?..
Олег Григоров не делает эскизы декораций, не придумывает сценические костюмы, не создает визуальный образ спектакля. Но... Руководитель Галереи «ДА» Леонид Орлов считает, что в этой граттажной серии художник воссоздает шекспировское: «Весь мир - театр. Все - женщины, мужчины - в нем актеры...» А для этого ему и сцена ни к чему. Достаточно бумаги, воска, туши и острого перышка, чтобы «выцарапать» из реальности марионеток и Кукольника. Праздник скоротечен, выставка же будет открыта в Доме актера до середины апреля.

ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛА ПРАЗДНИК — НЕ ВЫХОДНОЙ
Те, кому посвящены и выставка, и праздник, отдав им должное, продолжали работать: показывать спектакли, готовить новые. В Свердловской области несколько муниципальных театров кукол - в Нижнем Тагиле, Краснотурьинске, Новоуральске... Есть частные маленькие театры. Самый юный из них родился в январе 2013 года, и его название перекликается с сутью и названием выставки Олега Григорова: «ФiM» - «Философия марионетки». Этот театр, созданный екатеринбуржцем, режиссером и художником, лауреатом «Золотой Маски» Андреем Ефимовым, пригласил на Всемирный день кукольника знаменитого драматурга, писателя Людмилу Петрушевскую. По ее пьесе «Буква «А»: черное телевидение атакует» поставлен первый спектакль театра, и она приняла приглашение. И спектакль снова сыграли.
А самый заслуженный и старейший (ему 81-й год идет) Екатеринбургский театр кукол принимал между двумя театральными праздниками коллегу из Берлина Уту Шульц. Немецкая актриса-кукольница (одна во всех образах) представила пушкинского «Царя Салтана». В стадии подготовки и новый международный проект. «Цахес-театр» из Флоренции был участником V фестиваля «Петрушка Великий» в 2010 году, затем приезжал в Екатеринбург на гастроли. Так постепенно вызревала идея совместной российско-итальянской постановки. Это будет «Пиноккио». Будущий спектакль уже включен в федеральную целевую программу «Культура России-2013».

СЕМЕЙНОЕ ДЕЛО
В Екатеринбургском театре кукол есть люди, которые могут праздновать свой профессиональный день не только коллективно, но и семейно. Например, директор театра Петр Стражников и актриса Марина Стражникова, актер Павел Овсянников и актриса Анастасия Овсянникова... Обычно родители увлекают детей театральной профессией, но бывает и наоборот. Павел привел в театр отца, и теперь Владимир Борисович Овсянников - заведующий конструкторским цехом.
Главный художник театра Юлия Селаври представляет классическую династию. Ее дед Дмитрий Смолин всю жизнь работал театральным художником в Перми, последнее место работы - Пермский театр кукол. Отец Владимир Сочнев - известный екатеринбургский художник, ювелир. Мама, Ольга Сочнева, преподает в театральном институте технологию изготовления куклы, доцент, а до этого работала в том же театре, что и дочь. И сейчас в репертуаре Екатеринбургского театра кукол есть спектакль в оформлении Ольги Сочневой - «Приключения с обучением, или Вперед, спасатели!».
Утром в праздник давали спектакль «Карлик Нос» в сценографии и с куклами Юлии Селаври и с Павлом Овсянниковым в роли Якоба - главной роли...

АЛИСА СКАЖЕТ: «NET»
Екатеринбургские кукольники продолжали работу и над последней премьерой сезона. Герои сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес» уже были персонажами новогодней интермедии в театре, а теперь придут в большой спектакль под названием «Aлиса/alice.net» в постановке главного режиссера театра Евгения Сивко, он же один из авторов инсценировки. Его соавтор Людмила Шегал рассказала, что их Алиса, преодолевающая фантазией рутину повседневности, делает выбор. Виртуальное net созвучно русскому «нет». Нет - стандартному мышлению, которое не способствует истинному восприятию реальности, а вот живое воображение как раз помогает увидеть все вокруг ярким, интересным - настоящим.
Спектакль будет идти в живом плане и в кукольном. Куклы, которые создает Юлия Селаври, возникают из обычных вещей в Алисиной комнате. Кролик - из плюшевой игрушки, шляпа превращается в Шляпника, клубочки ниток - в птиц... Превращения увидим на сцене в июне.

К списку публикаций