МАМА, ДОЧЬ И КУКЛЫ

10
Июнь

Лисенок Людвиг Четырнадцатый был младшим сыном в большой семье. Рос он любопытным и добрым. Как-то забрел на лесную опушку. И вдруг, оступившись, угодил в яму, да увидел там неизвестное ему существо — желтенькое, пушистое, совсем крохотное. Оно боялось идти домой, потому что вокруг лисы. И Людвиг проводил существо до курятника. Какой же случился переполох, когда его обитатели увидели рыжего хищника! Но расстались мирно: никто никого не обидел. В общем, с лисьим семейством и жителями курятника произошло еще много невероятных ситуаций. В конце концов, цыпленок Тутта и маленький Людвиг стали друзьями, как и их родители.

Мультфильм «Как лисы с курами подружились» по повести шведского писателя Яна Энхольма снял в 1980 году на Свердловской телестудии режиссер М. Шаров. А вот куклы для мультика сделала Ольга Сочнева, замечательная художница. Ее кукольные образы, созданные в разной технике, можно увидеть в семнадцати фильмах, снятых на Свердловском и Пермском ТВ. Среди них «Тяп и Мика», «Разбойники и музыканты», «Странный слон», «Самый умный заяц» и другие.
И конечно, уже упомянутый фильм про два семейства — лис и кур. Сочневские персонажи для него были показаны на выставке «Ты, я и куклы» в екатеринбургском Доме художника. Представляете, тут не нарисованные эскизы, а сотканные из ниток. Здесь же герои цикла мультфильмов «Лесные сказки» (режиссер М. Шаров, 1970), выпущенного на экран Свердловской телестудией. Или вот еще милые персонажи из фильма «Как стать музыкантом» (режиссер М. Шаров, 1983).
Сказка для художника, да еще мастера кукол, открывает невероятный фантазийный простор. Фольклористы утверждают, что особенно благодатны те из них, где главные герои — животные. В этом убеждаешься, знакомясь с экспозицией. И если большинство зрителей, а также читателей, время от времени соприкасаются с этим жанром, то Ольга Дмитриевна Сочнева постоянно жила в мире сказки. Она была погружена в него в силу профессии и, конечно, собственного интереса.
После окончания Свердловского художественного училища она пришла в качестве художника-скульптора в наш кукольный театр. И посвятила ему более двадцати лет. Затем передавала свой опыт студентам, будучи доцентом театрального института. Но магия кулис не давала покоя. Сочнева вернулась в театр. К сожалению, Ольги Дмитриевны уже нет с нами, но памятны спектакли с ее героями. «Теремок» и «Любопытный слоненок», «Заяц, Лиса и Петух» и «Медвежонок Рим-тим-ти», «Песенка про всех на свете», «Федра». Вот далеко не полный перечень постановок, в которых мы видели персонажей глазами художницы.
Эстафету мастера приняла ее дочь — Юлия Селаври. Потому не случайно ее работы тоже были в этой экспозиции. Собственно, и название выставки объединяет их, скрепляя общим увлечением, а точнее — главным делом их творческих жизней.
Юлия, как и мама, окончила училище имени Ивана Шадра, затем факультет искусствоведения УрГУ. А потом получила диплом Санкт-Петербургской академии театрального искусства по специальности «художник-постановщик».
В Екатеринбургский театр кукол она пришла в 1993 году. Заведовала постановочной частью, в 2003-ем стала главным художником театра. Более тридцати лет Юлия Селаври служит сцене, да еще такой необычной.
За эти годы она создала героев более семидесяти спектаклей, причем не только в Екатеринбурге, но и в Новоуральске, Краснотурьинске, СанктПетербурге.
Художница придумала и изготовила кукол для таких постановок, как «Двенадцать месяцев», «Любовь к одному апельсину», «Дон Жуан», «Баллада о Морской царевне», «Буратино», «Карлик Нос», «Старая добрая сказка», «Ромео и Джульетта».
Юлия Селаври представила на выставке кукол из разных спектаклей. Одна из них относится к периоду учебы в Петербурге. Это «Горный дух» — герой японской народной сказки «Земляника под снегом», своеобразного аналога русского повествования про Морозко. В истории, пришедшей к нам из Страны Восходящего Солнца, две дочери — родная и неродная. О-Тиё — работящая и старательная, а О-Хана — ленивая и злобная. И Горный дух помогает О-Тиё исполнять капризы сестры, в том числе набрать зимой красную вкусную ягоду. Дух в представлении художницы — добродушный старичок с длинной бородой. Автор передала тонкости старческого лица, даже морщины. Кажется, он сейчас улыбнется и заговорит...
В экспозиции представлены созданные Селаври образы для спектакля Екатеринбургского театра кукол «История города в куклах» (режиссер Е. Сивко). Это знаковые фигуры из летописи столицы Урала. Вот глядят на нас отцы-основатели Татищев и де Геннин, рядом блистает Екатерина I. Да, это куклы, но персонажи узнаваемы. Представляя трехвековую историю города, авторы постановки не забыли и героев других эпох — писателей МаминаСибиряка, Решетникова, заезжавших в Екатеринбург Чехова и Менделеева. В спектакле нашлось место и персонажам ХХ столетия — Свердлову, Маяковскому, Бажову. И всех их воплотила в кукольных формах Юлия Селаври. Они совершенно разные, художница нашла в каждом характерные особенности, чтобы проявить их сложные и противоречивые характеры, их сущность. В какой-то степени она разрушает стереотипное представление о них, синтезировав новые яркие образы известных героев.
Спектакль, появившийся к 300-летию Екатеринбурга, вызвал большой интерес зрителей. Можно с уверенностью сказать, что его успех — это во многом заслуга Юлии Селаври.

Выставка прошла в марте-апреле и была невелика. И, тем не менее, ознакомившись с нею, получаешь впечатление, будто ты побывал за кулисами, в мастерской, где художники придумывают и создают кукольных героев. По большому счету, они придумывают сказки, а без них жизнь вообще была бы серой и однообразной.

К списку публикаций