КВЕСТ КАК СПОСОБ ПОЗНАТЬ МИР ТЕАТРА КУКОЛ

10
Сентябрь

О персональной выставке Юлии Селаври «С куклами по пути»
Сегодня вечером, предваряя открытие X Международного фестиваля «Петрушка Великий», в галерее «Синара Арт» встречает первых посетителей персональная выставка главного художника Екатеринбургского театра кукол Юлии Селаври. Нам посчастливилось увидеть ее до момента официального открытия – спешим рассказать, почему стоит посетить экспозицию. Вход на выставку «С куклами по пути» замечаешь не сразу. А переступая порог, осознаешь, что оказался в совершенно отличном от остального пространства галереи мире. В центре экспозиции – пять белых подиумов, на каждой – элемент того или иного спектакля. Выставка представляет собой своеобразный квест: от каждого подиума ведет дорожка, следуя которой, можно поближе познакомиться с художественным оформлением той или иной постановки.
«Перед нами не стояла задача показать как можно больше работ Юлии Владимировны, – отмечает Лев Шушаричев, куратор галереи «Синара Арт» и выставки «С куклами по пути». – Мы выбрали пять очень разных спектаклей, чтобы показать весь диапазон технических и выразительных приемов, которые использует художник в своем творчестве».
На выставке представлены куклы, декорации, чертежи и эскизы спектаклей «Калиф-аист», «Алиса/alice.net», «Сказка фей», «Карлсон, который живет…» и «Ромео и Джульетта». Последний – в отдельном зале, где постарались воссоздать близкую спектаклю атмосферу. «В этом зале ярко раскрывается тема, о которой мне как куратору хотелось поговорить: театр кукол – не только лишь про детство. Искусство создания театральных кукол очень сложное, многогранное. Ребенок считывает в спектаклях театра кукол свой пласт, а взрослый – свой», – поясняет Лев Шушаричев.
Выставка уникальна тем, что зритель может увидеть не только готовую «картинку», но и процесс создания идеи и ее воплощения. На примере спектакля «Карлсон, который живет…» мы можем увидеть, как в театре используется система дублей. «Это необходимо, когда персонаж появляется в разных костюмах или в зависимости от сцены должен выступать с той или иной функцией, – поясняет Юлия Владимировна. – У нас в спектакле, например, четыре Карлсона, несколько Малышей… Обычно, когда делаешь куклу нормального размера, по готовой форме делают дубли из папье-маше. Но в «Карлсоне» куклы очень маленькие, и мы решили применить современные технологии: сделали матрицы из скульптурного пластилина, а дубли – на 3D-принтере».
На экспозиции представлены верховые тростевые куклы (хулиган из «Карлсона», «Сказки фей»), срединные куклы открытого типа – планшетные, или паркетные (Калиф из «Калиф-Аиста», Фрекен Бок), ростовая кукла («Алиса/alice.net»), марионетки. Юлия Владимировна рассказывает нам, что марионетки бывают штоковые и классические. С классическими актеру работать сложнее, поэтому чаще используются штоковые (один из Карлсонов и куклы из «Ромео и Джульетты»), управлять которыми проще. Комод из спектакля «Алиса/alice.net» – тоже кукла, и это – не предел фантазии художника театра кукол: клубки пряжи могут превратиться, к примеру, в птиц, уютный плед – в огромную гусеницу.
«Главное – вместе с режиссером определиться, какая система лучше подойдет для раскрытия того или иного образа. Будучи человеком, выросшим в театре и с достаточно большой практикой, я прекрасно понимаю, что возможно сделать, а что – нет», – отмечает Юлия Селаври. Увидеть то, как куклы и декорации существуют в пространстве и времени спектакля, можно тут же: на выставке расположена интерактивная панель с фотографиями и видеофрагментами постановок, представленных на выставке. Но лучше, разумеется, побывать на «живом» спектакле – благо, с сегодняшнего дня такая возможность у екатеринбургских зрителей наконец появилась.

http://культура.екатеринбург.рф/articles/673/i281704/

К списку публикаций