КУКОЛЬНЫЙ ДУЭТ
В феврале в Екатеринбургском театре кукол — две именинницы, причем тезки по фамилии и цифре личного праздника. У заведующей труппой театра Татьяны Петровой — сорокалетие служения кукольной сцене. А актриса Юлия Петрова (Удинцева) отметила сорок лет со дня рождения. Вот такой праздничный «дуэт».
НИ МИНУТЫ ПОКОЯ…
Сорокалетний стаж Татьяны Петровой можно разделить на две почти равные части. Сначала в Екатеринбургском кукольном театре появилась актриса Петрова, а потом уже она приобрела новое «амплуа» — заведующая труппой.
Ее творческая биография складывалась с самого начала очень удачно.
— О кукольном театре мечтала с детства, — рассказывает Татьяна. — Закончатся уроки в школе — сразу бежала в кукольный кружок. Училась в Свердловском театральном училище. Моим педагогом по мастерству был неповторимый, незабываемый, замечательный режиссер, дивный человек Роман Михайлович Виндерман. И мне, студентке, он дал роль Котика в спектакле театра кукол «Котик-Мотик».
С этим Котиком студентка ездила на гастроли. А потом отплясывала канкан в «Швейке»... Окончив театральное училище с красным дипломом, уехала в Брянский кукольный. Там все складывалось удачно, но Татьяну тянуло в родной Свердловск, к первому своему театру.
И с февраля 1977 года Петрова — в труппе Екатеринбургского театра кукол. Дебют уже профессиональной актрисы состоялся в сказке «Волк и козлята». Кем только не побывала она на сцене: и мишкой Топку («Веселый медвежонок»), и осликом Иа-Иа («Винни-Пух»), и Курицей («Лев Петухович»)... Это все — куклы. И каждой Татьяна подарила характер, голос, пластику, повадку — создала образ. Но она нечасто выходила на сцену с куклой, в основном — в живом плане, как драматическая актриса, причем в вечернем репертуаре. Главный режиссер Роман Виндерман ставил спектакли для взрослых. И всегда в них занимал Петрову, причем чащевсего поручал ей играть героинь — Роксану («Сирано де Бержерак»), Софью («Недоросль), Катерину («Красные дьяволята»), Ольгу («Тимур против Квакина»)... В репертуарном листе актрисы — пятьдесят ролей.
Но, несмотря на успешное творчество, Татьяне Петровой из-за здоровья пришлось расстаться со сценой, а вот с театром расставаться она не мыслила и стала заведовать труппой. Эта «роль» позволяет ей быть нужной в закулисной круговерти.
Завтруппой — связующее звено между актерами и режиссером, актерами и цехами. Хлопот и забот предостаточно. Скажем, если заболел актер, а в спектакле нет второго исполнителя, нужен срочный ввод. Именно она принимает решение, как выйти из создавшегося положения. Смотрит, кого можно ввести, чтобы такая замена не повлияла на другой спектакль. Она должна составить недельный репертуарный план: какие спектакли пойдут на всех трех сценах, сообщить о начале представлений, о репетициях, кто куда вызывается...
Главное в ее работе — четкость, дисциплина, умение найти контакт с людьми: понять, помочь, когда необходимо, актерам... О работе заведующей труппой можно сказать: «Ни минуты покоя, ни секунды покоя». И новую свою «роль» Татьяна Петрова любит, пожалуй, не меньше, чем актерство: ведь без театра свою жизнь не представляет.
СЦЕНА И... СТЕКЛО
Юлия Петрова — настоящая екатеринбурженка. Вся ее жизнь прошла в этом родном городе.
— О театре в детстве я как раз не мечтала, — говорит актриса. — Твердо знала одно: моя профессия обязательно должна быть творческой. Видимо, поэтому подала заявление в архитектурный институт, но не прошла... Думала о режиссуре... И, наконец, остановилась на Екатеринбургском театральном институте. На отделение драматических актеров срезалась, получила предложение пойти на отделение кукольников и стать артисткой театра кукол. Так и поступила. Моим мастером была Надежда Гавриловна Холмогорова, в прошлом сама актриса нашего театра.
Вот уже без малого двадцать лет я на сцене Екатеринбургского театра кукол. И «одна, но пламенная страсть» в моей душе к профессии. Я очень люблю куклу. Иначе не может быть: если ее не любить, роль, образ не получится. Чем трепетнее отношение, тем ярче и правдивее «оживление» куклы. Люблю выходить в ролях даже зверюшек, ведь в них тоже вкладываю душу. Но все они разные, вот в спектакле «Кто разбудит солнышко», например, я сразу в четырех ролях: Белка, Еж, Заяц, Ворона. Радость испытываю, когда играю в спектакле «Здравствуй, театр!» (или «Три поросенка»). Кукла для меня всегда живая, будто человек, поэтому о ней забочусь, ухаживаю за ней, привожу в порядок, хвалю за удавшийся спектакль, вот и она мне платит добром — помогает творить, приносить радость зрителям. Любимые куклы, конечно, есть, как есть и самые любимые спектакли. Кроме «Солнышка...» это «The Hamlet» («Деревня»), «Русалочка», «Серая шейка», «Теремок», «Морозко» (последние три поставили наши актеры-режиссеры Николай Бабушкин и заслуженная артистка России Алла Антипова). В «The Hamlet» («Деревня») сыграла Офелию. Встреча с режиссером Александром Бороком всегда в моей душе, репетиции у него — праздники, такая легкость в работе, полное доверие и взаимопонимание, отсюда и успех спектакля. В нашем театре в последние годы все чаще появляется возможность работать и в живом плане. Это тоже интересно, необходимо актерам.
Знаете, кроме любви к театру у меня появилась еще одно влечение — к прикладному искусству, конкретно — к стеклу, особенно цветному. Освоив различные техники обработки стекла, к примеру, фьюзинг, делаю разнообразные сувениры, украшения, панно и даже витражами занимаюсь.
...Остается добавить, что Юлия Петрова в прошлом году стала лауреатом фестиваля «Браво!»-2016 в номинации «Лучший актерский ансамбль» (спектакль «Апельсиновые сказки»).