КУКОЛЬНЫЙ ДОМ И ЕГО ОБИТАТЕЛИ

23
Октябрь

Юлия Селаври - редкий случай - входит сразу в два творческих союза: союз художников России 9возглаляет секцию хужодников театра и кино) и союз театральных деятелей. А если бы существовал союз имиджмейкеров, она имела бы полное право представлять и его. Художник екатеринбургского театра кукол Юлия Селаври придумывает не только костюмы героям спектаклей, но нередко и самих героев, их внешний облик, тот образ, который потом нужно «одеть» в соответствии с режиссерским замыслом.
«Закулисный ребенок», говорит о себе Юлия: она с ранних лет в театре. Дедушка — театральный художник в Перми, из всех видов сценического искусства предпочитал кукольный, там места для фантазии больше. Мама преподает в театральном институте, отец много лет занимается декоративно-прикладным искусством, известный уральский ювелир Владимир Сочнев. Любимой куклой Юлии в детстве был герой спектакля тигренок Петрик. А с 15 лет взрослые стали брать ее в дело, поручали расписывать куклам лица. Впрочем, мама была категорически против театра: «Зачем нужны интриги за роль зайчика, да с твоим-то характером» (Имелся в виду юношеский максимализм, который из возрастного качества вырос в черту характера. «Иногда упрусь и стою на своем — хотя можно было бы и отступить. Но с письмами «за» и «против» кого-нибудь не бегаю, лучше в лицо скажу, если считаю нужным»). Юлия закончила художественное училище имени Шадра, факультет искусствоведения УрГУ — и все-таки пришла в театр. «Судьбу не объедешь», философски замечает она, придумывая прическу, костюмчик и выражение лица очередной героине.
Куклы — это не всегда для детей. Один из последних спектаклей, который «рисовала» Юлия, «Чайка» по Борису Акунину, — вполне для взрослых. Он объехал множество фестивалей и всегда отмечался как неординарный. Действие происходит примерно век назад, а герои выглядят «как тогда» и «как теперь» одновременно. В этом умение театрального художника: и момент времени соблюсти, и сделать постановку современной. Сейчас художница работает над «Буратино». Модные тенденции влияют на наряды даже классических персонажей: живой план в спектакле, по задумке Селаври, будет джинсовым.
Мир моды вообще близок театральному. Так исторически сложилось еще со времен Дягилева, когда русские театральные художники стали законодателями парижской моды. По сути, каждый спектакль — это полноценная дизайнерская коллекция, с общим замыслом и единым «костюмным» сюжетом. Таких авторских «дефиле» у Селаври было уже 25. За модными показами Юлия следит не любопытства ради, а с профессиональным интересом. Ей нравится Юдашкин, в его коллекциях немало декоративности, столь важной для театра.
Зато в реальности Юлия всему предпочитает практичность. Ее собственный стиль совершенно лишен театральности, экстравагантности, он скорее деловой и даже в чем-то консервативный. Главным в облике женщины она считает — элегантность. Это не значит, что бизнес-леди обязательно должна действовать в строгом костюме; в представлении театрального «модельера», наряд может быть даже оранжевым, лишь бы выглядел уместно и элегантно.
Вопреки устоявшимся представлениям о театральной жизни – как о непрерывно богемной тусовке, Селаври любит бывать дома. В свободную минуту она для себя, «по чуть-чуть», занимается живописью. Недавно заявило о себе новое увлечение — авторская кукла. Сегодня проходят фестивали авторской куклы, появились коллекционеры, их собирающие. Юлия же и здесь выступает в роли создателя и кукольного «имиджмейкера»: придумать образ и одеть его так, чтобы наряд подчеркивал характер. Этим заниматься тем интереснее, что появились новые материалы с большими выразительными возможностями.
Юлия Селаври считается художником «кассовым»: за оформленные ею спектакли зрители голосуют рублем, билеты всегда заранее разобраны. Например, «Баллада о морской царевне» уже пятый сезон остается одной из самых востребованных постановок. Спектакль получился красочный, как мультик, фантазийный и добрый, как его прототип сказка Андерсена «Русалочка», и романтичным, как сама Юлия. Как ни странно, последнее качество особенно привлекает взрослых зрителей.

К списку публикаций