КУКОЛЬНИКИ МИРА ОТМЕЧАЮТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК

21
Март

Праздник у кукольников принято отмечать на работе. Екатеринбургский театр кукол представит премьеру, Новоуральский театр кукол «Сказ» проведёт за ширму родителей маленьких зрителей, сыграют спектакли Краснотурьинский театр и «Мир на ладошке». Однако после праздника кукольники области вновь вернуться к проблемам — отнюдь не детским...


Куклы для взрослых
Со стереотипом «театр кукол = детский театр» бороться непросто. Впрочем, некоторые театры области уже несколько лет работают над постановками именно для взрослого зрителя. Успехов пока добились лишь Краснотурьинский и Екатеринбургский театры.
— С 2009 года мы регулярно включаем взрослые спектакли в афишу — говорит художественный руководитель Краснотурьинского театра Лариса Мокрушина. — Правда, много спектаклей в год выпускать мы не можем: бюджет небольшой, да и население всего 65 тысяч. Но главное — мы уже «приручили» взрослых зрителей, они к нам ходят, интересуются следующими премьерами...
С трудом зазывает к себе взрослого зрителя и Екатеринбургский театр кукол (ЕТК). Благодаря «сарафанному радио» у некоторых спектаклей уже есть свой зритель.
— Постановки для взрослых остро необходимы в театре кукол — хотя бы для профессионального роста артистов, — поясняет главный режиссёр театра Евгений Сивко. — Удивительно, но есть города, в которых взрослый зритель приучен — в Магнитогорске, Москве, Челябинске в кассы приходят за билетами не для детей — для себя. А нам бороться со стереотипом сложно, хотя периодически пытаемся. Вот и новый сезон начнём с постановки «Ромео и Джульетты» для взрослых.
Недетские спектакли пытались делать и в Нижнетагильском театре. Но... нет у тагильского зрителя привычки идти вечером в театр кукол — скорее уж в Драму или «Молодёжный».
В Новоуральском театре «Сказ» последний спектакль для взрослых сыграли в 1984 году. С тех пор подобных постановок нет. Такие спектакли требуют соответствующей сценографии, костюмов, денег — и времени, которого в плотном репетиционном графике мало.
— Зато у меня есть «рабочий портфель», — делится главный режиссёр театра кукол «Сказ» Александр Мирошкин. — В нём лежат спектакли, которые хотелось бы сделать: гоголевские «Мёртвые души», «Шинель»... Всё перебирать не буду — всё равно в ближайшее время не поставить, — вздыхает режиссёр.
В екатеринбургском театре «Мир на ладошке» с таким положением вещей тоже давно свыклись. Взрослых, по мнению художественного руководителя Андрея Табуева, и в Драму-то не всегда заманишь, не то что в кукольный...


Самый маленький зритель
Другая сторона медали — родители ведут в кукольные театры совсем маленьких зрителей. На спектакли в Краснотурьинске приносят даже полугодовалых детей. Для них репетиционный зал переоборудовали в малый зал «Кроха». Там создана камерная обстановка, а перед получасовым спектаклем проводится специальное занятие — с пальчиковыми играми и куклами.
В ЕТК площадки разбиты по строгой градации: большой зал — от шести лет, малый — от трёх до пяти, экспериментальная площадка «Сцена-Под-Крышей» — от нуля. Площадку восемь лет назад сделали по европейскому опыту: начали ставить для малышей не интерактивные программы, а именно спектакли, в которых развивается моторика, познаётся цвет, звук, начинается знакомство с театром.
— Редкий театр работает для самых маленьких, — говорит Евгений Сивко. — Мы только что вернулись из Москвы — там работают только с аудиторией 6+. И страшная востребованность спектаклей для младшей аудитории. На нашей камерной площадке помещается, как правило, 30–40 детей. А когда мы играли в Москве, билеты были разобраны за полчаса — в итоге пришлось продавать билеты не на тридцать, а на сто тридцать карапузов.
В Нижнетагильском театре кукол самый «взрослый» зритель — третьеклассник. Старшие говорят, что уже большие для театра кукол, поэтому 80 процентов постановок сделаны именно на маленького зрителя. А на новогодние ёлки, бывает, и грудничков приносят.


Кассу делает классика
Все театры признаются: драматургия для кукольников — больная тема. Современные авторы не знают ни специфики театра кукол, ни как работают цеха и куклы, смогут ли они выдержать текст. Поэтому чаще всего театры обращаются к классике: ЕКТ, взяв за основу серьёзную драматургию, сам пишет инсценировки — правда, обязательно приглашает профессиональных драматургов оценить язык и стиль.
У такой популярности классики есть ещё одна причина. «Говорящие» названия помогают делать кассу и «Миру на ладошке», и удалённому от областного центра Краснотурьинскому театру.
— Я понимаю, что театр несёт нечто высокое, духовное — но мы должны и как-то выживать, — говорит Лариса Мокрушина. — Чтобы это совместить, больше берём, конечно, классики. Это и кассовые названия, и действительно злободневные темы.
Однако постановка в основном классических произведений вовсе не означает, что кукольные театры не стремятся к экспериментам и новшествам. Идеи черпают отовсюду: из мультфильмов, музыки, литературы.
— Конечно, нужно следить за общемировыми тенденциями, — советует Евгений Сивко. — Поэтому театр часто ездит, мы общаемся с другими театрами в Интернете, делаем совместные постановки. Мир кукольников ведь очень маленький, мы все друг друга знаем, и если кто-то открывает для себя что-то новенькое, то делится с коллегами. Тайн нет.


Эксперт
Алексей ГОНЧАРЕНКО, театровед, специалист Кабинета театров для детей и театров кукол Союза театральных деятелей России:
—Современный российский театр кукол переживает не худшие времена. В доказательство можно привести как никогда длинный список номинантов Национальной театральной премии «Золотая Маска». Интересно, что пять из шести лучших спектаклей поставлены для взрослых по сложнейшим произведениям мировой литературы от античной трагедии до драматургии абсурда. А значит, представление о театре кукол как об исключительно «детском» удаётся иногда пре-одолеть. Но нельзя забывать и о других проблемах кукольников. Это отсутствие новой профессиональной драматургии. Пьесы пишут либо авторы, не учитывающие специфики этого вида искусства, либо сами режиссёры. Иногда сложности создают театру и зрители. Аудитория театра кукол стремительно молодеет, сегодня грудными детьми в зале никого не удивишь. И лучшие театры откликаются, ставят спектакли с маркером 0+. Но самое важное — преодолеть разрыв театра кукол с реальностью. Часто бывает, что смотришь спектакль и не понимаешь, какой год на календаре. Подобные утренники ставили и десять, и двадцать, и пятьдесят лет назад. И иногда кукольникам стоит заглядывать на выставки современного искусства, смотреть работы лучших мировых аниматоров, общаться с педагогами-новаторами, не бояться заимствовать идеи, экспериментировать.

К списку публикаций