КУКЛЫ ХОТЯТ ОТВОЕВАТЬ ДЛЯ ЕКАТЕРИНБУРГА ЕЩЕ ОДНО СОБЫТИЕ МИРОВОГО МАСШТАБА
Спецпроект «Нового Региона» «Закулисье Екатеринбурга»
В детском, по сути, Театре кукол обсуждают отнюдь недетские перспективы Екатеринбурга. За кулисами – только и разговоров о том, что помимо ЧМ-2018 по футболу и ЭКСПО-2020, в городе может пройти еще и следующий Всемирный конгресс и фестиваль театров кукол в 2016 году. Отстаивать честь Екатеринбурга театралы едут уже на днях. Подробности – в очередном выпуске спецпроекта «Нового Региона» «Закулисье Екатеринбурга».
В Китай за победой едет «Карнавал Петрушек»
Сегодня за кулисами Екатеринбургского театра кукол – настоящий аврал: театр готовится ехать в Китай, чтобы презентовать Екатеринбург как наилучшую площадку для проведения Всемирного конгресса и фестиваля «Унима» (UNIMA) в 2016 году. В коридорах актеры и администрация упаковывают, взвешивают, утрамбовывают реквизит, кукол, декорации, а также специально подготовленные для презентации оригинальные открытки-приглашения. При этом надо всю поклажу «расфасовать» так, чтобы не было большого перевеса на таможне и не пришлось платить тысячи юаней.
«В Китае театр примет участие во всемирном фестивале. 30 мая актеры 3 раза сыграют спектакль «Карнавал Петрушек». А 31 мая театр презентует Екатеринбург как наилучшую площадку для проведения у нас в 2016 году очередного Всемирного конгресса театров кукол «Унима» и фестиваля, – рассказала «Новому Региону» заместитель директора по развитию и продвижению продукции Татьяна Колосницына. – Я считаю, что это мероприятия в культурной сфере ничуть не ниже по уровню, чем Чемпионат мира-2018 в спортивной, или ЭКСПО-2020 – в экономической».
Специально для презентации был подготовлен 15-минутный фильм-ролик о Екатеринбурге и театре кукол, а также разработаны приглашения на фестиваль «Унима» в 2016 году. Шансы столицы Среднего Урала выиграть проведение всемирного мероприятия велики: у города всего один конкурент. Тем более что театр кукол имеет громаднейший опыт проведения международных фестивалей: на базе театра постоянно проходит «Петрушка Великий».
«В этом году на «Петрушку» съедутся театры со всей России, а также из Франции, Германии, Словакии, Италии и других стран со всего мира. Так что отдыхать нам некогда. Сейчас проведем презентацию, потом выпустим премьеру, отдохнем месяц и будем готовиться принимать гостей», – говорят в администрации Кукол. Но и после этого расслабляться в театре не намерены: в октябре для маленьких зрителей будет еще одна премьера – «Времена года», а в ноябре театр празднует юбилей: Куклам 80 лет.
Премьерный спектакль готовят и взрослые, и дети
Главной премьерой этого сезона в куклах станет спектакль «Маленькие трагедии», который театр выпустит 28 июня. Его на подмостках Екатеринбурга ставит приглашенный режиссер из Магнитогорского театра куклы и актера «Буратино» Сергей Ягодкин. Сейчас актеры уже репетируют на большой сцене, хотя даже куклы еще не готовы, приходится пока «играть» с другими.
По словам постановщика, актеры будут не только с куклами в руках, много где они задействованы сами по себе. Сегодня на сцене – актеры театра кукол Роман Есин и Анна Молчанова. А еще маленькая «актриса» – Лиза, дочка Ани. Ребенка не с кем было оставить дома, пришлось брать с собой на репетицию. Поэтому пока мама отрабатывает сцену, Лизу развлекают другие актеры и сотрудники театра. Но вскоре ребенок начинает плакать: «Испугалась», – говорит Лиза, не объясняя чего. Режиссер при этом не раздражается, что не дали закончить сцену, а просто объявляет перекур.
«Это обычное дело для театра, когда кто-нибудь на репетиции приходит с ребенком. График ненормированный, иногда есть с кем оставить детей, иногда – нет. Поэтому периодически тут появляется «сын или дочь полка», – говорят актеры.
В большинстве цехов театра сейчас идет активная работа: надо меньше чем за месяц доделать всех кукол, дошить все костюмы, додумать декорации. В бутафорском – на столе портреты актеров, которые будут задействованы в «Маленьких трагедиях». Решено, что куклы будут чем-то похожи на своих «хозяев», поэтому художникам надо передать основные черты и выражения лиц артистов. В пошивочном цехе – уже висят готовые корсеты для девушек-актрис и костюмы для молодых людей. Но фотографировать нельзя: автор костюмов против.
Место, где куклы «отдыхают»
Все куклы, которые задействованы в том или ином спектакле театра – а их более 1000 – хранятся в специальном помещении. Здесь нет «ни окон, ни дверей»: для маленьких «актеров сцены» нужны особые условия, чтобы не растрескались или не размокли те или иные детали дорогостоящих кукол.
Большинство кукол закреплены на специальных «гребенках» – конструкциях, напоминающих двусторонние грабли на подставке. Куклы здесь абсолютно разных типов и размеров. Это и маленькие марионетки, и куклы из папье-маше, и невиданные непонятные конструкции. «Есть, например, куклы, которые участвуют в спектакле для взрослых «Башмачкин» по повести Гоголя «Шинель». Они большие и сделаны только лишь из белой ткани, при этом «тело» – это куклы, а вот руки – это руки самих актеров, – пояснили «Новому Региону» в театре. – Для некоторых спектаклей на одного персонажа приходится делать несколько кукол. Например, в спектакле «Носорог и жирафа» есть по 2 модификации обоих героев. Так, носорог есть с короткой шеей, а есть и с длинной, когда он захотел шею как у жирафа».
При этом в театре часто приходится подбирать образы и делать куклы для очень абстрактных понятий – вода, ветер, море и так далее. Фантазия здесь работает на ура.
«Первый раз актеру куклу дают, когда она еще совсем в состоянии «зародыша» – готов только каркас или только начали шить. Потому что под каждого актера нужно все делать индивидуально, кроме того – актерам нужно привыкнуть к кукле, почувствовать ее, сродниться. Чтобы потом на сцене все смотрелось органично», – говорит Татьяна Колосницына.
Кстати, на сцене актеры должны показывать себя чуть ли не как профессиональные спортсмены. Ширму делают одной высоты, а вот рост у актеров у всех разный. Высокие весь спектакль ходят на полусогнутых ногах, держа над головой тяжелых кукол. Низкие, наоборот, стоят на специальных подставках. Поэтому в театре есть даже несколько тренажеров.