КУКЛА, ЛЮБОВЬ МОЯ

24
Июнь

Однажды, поздравляя артиста Екатеринбургского театра кукол Алексея Пожарского с премьерой, услышала кроме «спасибо»: «Приятно, когда говорят добрые слова, но такхочется не только слышать их, а и хотя бы раз прочесть». Что ж, настал момент исполнить это пожелание: актер отмечает круглую дату — 40-летие.

 

Алексей Пожарский пришел в Екатеринбургский театр кукол сразу после окончания Екатеринбургского театрального института.
— Я даже не мог предположить, что меня возьмут в такую талантливую труппу, — говорит Алексей. — Заранее выбрал для себя Оренбургский кукольный. Получив диплом, уже в Оренбурге подписал контракт, но грянул кризис, денег в театре не стало, и как ему выживать — было неизвестно. Я вернулся в Екатеринбург. И тут меня пригласили в театр кукол, где главным режиссером был мой учитель, талантливый мастер Владимир Гаранин. С легкой руки Владимира Николаевича я на этой сцене служу уже без малого 20 лет.

Алексей родился и жил в Горнозаводске (Пермский край). Семья его никакого отношения к искусству не имела. Но мальчик с огромным желанием занимался в драматическом кружке местного Дворца творчества. И с каждым годом все больше погружался в актерство. С радостью всегда ждал, когда школьников повезут в Пермь — в театр. В те годы чаще всего учеников знакомили с кукольными спектаклями, а Алеша решил, что после школы будет поступать в театральный институт на специальность «драматический актер». Но, когда пришло время вступительных экзаменов, на это отделение не прошел по конкурсу. Ему предложили «кукольное» отделение, он согласился. За все годы учебы в институте ни разу об этом не пожалел. Именно здесь, учась у мастера Владимира Гаранина, он открыл для себя истинный мир кукольного театра, был поражен и очарован различными системами кукол, их пластическими возможностями, силой воздействия на эмоции зрителей.

Придя в Екатеринбургский кукольный театр, молодой актер сразу же получил интересный и ответственный дебют — Аладдин («Волшебная лампа Аладдина»). Это не только главная роль, актеру доверили работать с куклами-марионетками, что очень сложно, но очень интересно. Сложность плюс динамика действия — то, что надо Алексею. Теперь его любимая система кукол — тростевые. Пожарский очень любит спектакль «Карлик Нос». Здесь он создает образ героя с куклой Юлии Селаври (а куклы этого художника всегда необычны и выразительны). Актер находится внизу и не видит, что происходит на сцене, но своеобразие работы «вслепую», сложность процесса дают особый интерес.

Коллеги говорят Алексею добрые слова по поводу его работы, а он думает: «Вот научиться бы вести куклу так, как это делает изумительная актриса Галина Дейкина. Ей подвластно все: и пластичность, и психологизм, и безукоризненное вождение куклы». Пожарский понимает, что необходимо ежедневно стремиться к такому мастерству. Поэтому он всегда ответственно относится к репетициям, внимательно и вдумчиво прислушивается к подсказкам режиссера и предложениям коллег. Его уникальная работоспособность, постоянный творческий поиск помогают создавать запоминающихся героев.

Репертуар у Алексея обширный: «Потешки», «Баллада о Морской царевне», «Синюшкинколодец», «Здравствуй, театр!» («Три поросенка»), «Кто разбудит Солнышко», «По щучьему велению», «Карлик Нос», «Заяц, Лиса и Петух», «Сестра Аленушка и братец Иванушка», «Алиса», «Сказка фей»...

Пожарский — одаренный разноплановый актер, с удовольствием создает образы лирические, острохарактерные, героические. Недавно его репертуар дополнился еще одним героем — это Солдатик в сказке «Стойкий оловянный солдатик».

— Спектакль этот в нашем кукольном живет уже более 20 лет, — рассказывает Алексей. — И все годы идет с успехом. Я очень полюбил этот спектакль, когда главного героя играл мой лучший друг Женя Орлов. Он действительно с куклой составлял единое целое. Я даже никогда не замечал куклу, видел живого, искреннего, доброго, горячо влюбленного юношу. Чувствовалось, что и актер влюблен в эту роль. Но, к несчастью, уже пять лет как друга моего не стало. А спектакль пользуется зрительской любовью, поэтому театр должен сохранять его в репертуаре. Сейчас Солдатика играю я. Изо всех сил стараюсь, чтобы моего героя так же полюбили зрители. Я очень люблю куклу и понимаю, что актер-кукольник должен учиться всю жизнь. Пожалуй, только сейчас по-настоящему понимаю, какое чудо происходит на сцене, когда кукла оживает...

— Алексей, не жалеете, что стали кукольником и не работаете в драме?

— Ничуть. Мне кажется, нет, я в этом уверен, что актер театра кукол может даже больше, чем драматический. Ведь многие мои коллеги играют в спектаклях в различных драматических театрах нашего города. А вот сможет ли актер драмы оживить куклу? Да мы ведь нередко работаем и в «живом» плане. На нашей сцене идет «Чайка» (по Акунину). Здесь нет кукол (в «Чайке» я играю Медведенко). Поэтому у актера-кукольника больше возможностей себя выразить. К чему я и стремлюсь. Меня очень увлекает переход из одного образа в другой.

Кстати, уже не первый год пробую себя на стезе преподавательской в Екатеринбургском театральном институте на кукольном отделении, которым руководит заслуженный работник культуры Надежда Гавриловна Холмогорова. Она преподает мастерство актера и уже выпустила не одно поколение актеров-кукловодов. Вот я у нее как бы в «подмастерьях». Тружусь, нравится, учу студентов и сам набираюсь мастерства. А еще преподаю технику речи в «Центре культуры речи». А когда выкраивается свободное от своего творчества (без которого нет моей жизни) время, стремлюсь побывать на спектаклях других театров нашего города. Но главное — кукла!

К списку публикаций