КТО СКАЗАЛ, ЧТО МОЖНО БРОСИТЬ ПЕСНИ НА ВОЙНЕ?

19
Май

Почти все театры свердловской области откликнулись на юбилей Победы. В Серове поставили "Марьино поле", многие труппы устроили праздничные концерты, Дом актера чествовал ветеранов. Так или иначе, но со сцены говорили о войне.

Именно из песен состоит спектакль "Майскими короткими ночами", поставленный в екатеринбургском кукольном его главным режиссером Александром Бороком. Драматургической основой "Майских ночей.." стали песни 30-х годов, военных и послевоенных лет. Только песни, только движение по сцене, только игра света и тени — и рождается трепетный, очень нежный, но внутренне напряженный рассказ. Борок не придумывал, не делал «старые песни по-новому». Он просто переставил акценты, сменив, например, мужские голоса на женские, хор на солиста, профессиональный голос на рвущийся из души хрип. И набившие оскомины за праздничные дни строки и мелодии оказываются совсем другими. Грустные перемежаются с веселыми, марши с вальсами, танго с частушками, выстраивая нехитрый рисунок человеческого бытия.
Начали величаво — "Широка страна моя родная", задав тон и настрой. Выхваченные упругим лучом откуда-то из поднебесья девчата в белых носочках и развевающихся платьях пронзительными высокими голосами выводят "Орленка". Танцплощадка, вальсирующие пары, розовая дымка. Ковбойки, ленточки в косичках, кокетливые шляпки, тюбетейки. И вдруг, сначала незаметно, потом все очевиднее - девочки остаются одни. Круг обезлюдел. Жизнь опустела. Все оборвалось.
В одночасье появляются гимнастерки и галифе. Страшно, но как русским мужикам идет военная форма! На любом из молодых или старых, особенно образца военного, сидит как влитая, словно ничего другого на них и быть не может. И не очень поставленный, придавленный навалившейся бедой суровый мужской голос (заслуженный артист России Анатолий Герасимов), а не военный хор, затягивает "Священную войну". И она превращается в плач, в былинный стон, подхваченный в припеве бабьими голосами, сначала шепчущими в ужасе: "Идет война народная...", потом, осознав, что все теперь зависит только от них, уже ожесточенно и бескомпромиссно: "Священная война...". И снова луч света, как метроном, как колокол, раскачиваясь, разрезает, яростно освещая, строй поющих людей.
"Майскими короткими ночами" тоже не о войне, хотя она всегда рядом. Спектакль о людях, которые в тылу и на фронте победили. О партизанах, куда уходили целыми семьями, о женщинах, оставшихся кто на несколько лет, а кто на всю жизнь одинокими. О вернувшихся с войны на пепелище солдатах (Павел Овсянников, "Враги сожгли родную хату"). И снова танцуют повзрослевшие, постаревшие, поседевшие девочки парами. Теперь уже навсегда одни.
В случае с театральными актерами песня не поется — она играется, проживается, выстрадывается. И вокальные данные здесь не самое главное. Ставку делали не на умеющих петь, а на каждого из небольшой кукольной труппы. Война не выбирала. Поэтому пели все. Кто как мог. Андрей Ефимов - прямо из зрительного зала, Алла Антипова — финальных "Журавлей", женская группа «Ой, туманы мои…», мужчины «Землянку». Все вместе – миг из жизни маленького человека и судьбу целого поколения, великой страны.

К списку публикаций