КАК НЕ ПОССОРИЛИСЬ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ С НИКОЛАЕМ ВЛАДИМИРОВИЧЕМ
Екатеринбургский драматург и режиссер Николай Коляда стал главным героем всероссийского театрального фестиваля «Два века с Гоголем» в Челябинске. «Два века с Гоголем» – инициатива Челябинского концертного объединения, впервые в своей истории организовавшего фестиваль не музыкальный, а театральный.
Инициатива филармонии и ее директора Алексея Пелымского особенно ценна на фоне того тоскливого хора на слова «Денег нет, денег нет, денег нет ни на что», что затянули с начала года все театры области и примкнувшее к ним министерство культуры (оно, впрочем, было запевалой). Под этот кладбищенский мотив отменились все намеченные в нашей области на осень фестивали: от грандиозного международного «Театра без границ» в Магнитогорске до фестиваля малых городов «Новый взгляд» в Верхнем Уфалее. А вот концертное объединение подало заявку на Гоголевский фестиваль в российское Министерство культуры, получило грант и подарило челябинским театралам и гостям фестиваля тот набор впечатлений, который еще долго будет вспоминаться и обсуждаться. Организационно все прошло замечательно: залы были полны благодарной публикой, театры-участники получали дипломы, команда критиков - Юлия Маринова из Москвы, Арина Шепелева из Санкт-Петербурга, Олег Лоевский из Екатеринбурга, Татьяна Тихоновец из Перми и автор этих строк - ежедневно в Доме актера разбирала увиденные спектакли. Фестиваль был внеконкурсным, у него не было официальных наград, но поговорить о некоторых творческих итогах имеет смысл.
Уже предварительного взгляда на афишу фестиваля достаточно было, чтобы понять, что его главным героем (само самой, после самого Николая Васильевича Гоголя, который вне конкуренции) станет человек-театр из Екатеринбурга Николай Владимирович Коляда: драматург, режиссер, актер, создатель абсолютно авторского «Коляда-театра» и воспитатель целого поколения молодых драматургов.
Со спектакля Екатеринбургского театра кукол «Башмачкин» по пьесе ученика Коляды Олега Богаева и начался фестивальный сюжет о том, как не поссорились Николай Васильевич с Николаем Владимировичем (по аналогии с названием миргородской повести «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»). Богаев начинает свою пьесу там, где заканчиваются реалистические страницы петербургской повести Гоголя «Шинель» и разворачивается чистейшая мистика: вещь-ребенок (Шинель), разлученная с отцом-хозяином (Башмачкиным), мстит всему миру. Скитания этой Шинели по холодным петербургским просторам, где обитают не люди, а какие-то монстры, живописно безликие пузыри земли (фантазия художника спектакля Андрея Мелентьева отсылает к «Капричос» Гойи), очень напоминают похождения главного героя любого театра кукол – Петрушки. Та же череда смертей, вот только веселого карнавала (приметы петрушечного представления) меньше, куда больше мистического ужаса перед непонятным и неизбежным.
Спектакль поставил Николай Коляда (для него это первый опыт работы в театре кукол), Башмачкина (единственную роль в живом плане) сыграл ведущий актер его «Коляда-театра» Олег Ягодин, в роли Шинели была замечательна Наталья Гаранина: душераздирающий крик-плач этой одинокой души «Башмачкин! Башмачкин!» – самое сильное впечаление незаурядного, но не вполне гармоничного спектакля.
День спустя пришло время Коляды-драматурга: молодежный театр «Глобус» из Новосибирска на малой сцене академической драмы сыграл спектакль по его пьесе «Старосветская любовь» (инсценировка гоголевской повести «Старосветские помещики»). Эта пьеса, в которой от Коляды не меньше, чем от самого Гоголя, ставится много и по-разному. Челябинцы видели несколько лет назад лучшую из ее интерпретаций: спектакль Валерия Фокина с грандиозными Богданом Ступкой и Лией Ахеджаковой в главных ролях. Работа новосибирцев скромнее и камернее, но у нее есть свое обаяние и несомненные достоинства. Режиссер Алексей Крикливый поставил «Старосветскую любовь» как спектакль воспоминаний. О людях, чья жизнь не прервалась со смертью, и чья судьба повторялась до них и будет повторяться после. В спектакле очень насыщенный вещный мир (художник – Елена Турчанинова), что правильно: вещи переживают людей и хранят память о них. Плюс гармоничный актерский ансамбль. В ролях старосветских помещиков убедительны и сердечны Наталья Орлова и Евгений Важенин. Есть еще молодая пара (можно назвать их вечными Пульхерией Ивановной и Афанасием Ивановичем), ее играют Алексей Архипов и ставшая открытием фестиваля Анна Кармакова. Им режиссером подарена роскошная, очень декоративная любовная сцена посреди цветов, листьев и других плодов земли.
А главным событием фестиваля «Два века с Гоголем», безусловно, стал спектакль «Коляда-театра» «Женитьба». Пьеса Николая Гоголя, режиссура и сценография Николая Коляды. Последний – режиссер острой формы и острого, очень современного смысла. Поклонникам театра привычно-традиционного это может не нравиться, кто-то из них ушел с «Женитьбы», как год назад, во время челябинского фестиваля «Камерата», уходили с колядовского «Гамлета». Но таких было немного. Вообще же переполненный зал Камерного театра завороженно следил за тем, как весело и удивительно легко (легкость игры – показатель класса театра) выстраиваются на сцене взаимоотношения не только с текстом гоголевской комедией, но и с неким мифом, который называют то загадочной русской душой, то нашей особой духовностью, то особым русским путем, а то и, прости господи, суверенной демократией. Много этого словесного, смыслового и визуального мусора налипло за годы сценических интерпретаций и на гоголевскую комедию. Коляда разделывается с ним лихо и весело, актерский ансамбль практически безупречен (Подколесина играет Олег Ягодин), в финале, как и положено у Гоголя и Коляды, после двух часов смеха придут минуты горьких озарений и глубоких раздумий. Фестиваль будет прощаться с Колядой почти как с национальным героем. А он пообещал привезти в Челябинск свою постановку по гоголевскому «Ревизору», если, конечно, поможет филармония (больше, как видно, некому).
После Гоголя может быть Чехов
О других событиях в телеграфном стиле. Фестиваль дает возможность увидеть жизнь спектакля во времени, и эти наблюдения не всегда радуют. «Записки сумасшедшего» Ижевского театра кукол, бывшие одним из главных открытий челябинского фестиваля театров кукол «Соломенный жаворонок»-2006 (прежде всего благодаря актерской работе Александра Мустаева), за три года обветшали не только внешне, но и внутренне, из спектакля ушла энергия формы и смысла. А в постановку «Ночь перед Рождеством» театра «Ангажемент» из Тюмени она, похоже, и не приходила. Образчик дурного вкуса и режиссерского скудоумия. Жалко актеров, вынужденных буквально своим телом (воплями и маловыразительными плясками) прикрывать пустоту этой режиссуры.
Два челябинских театра сыграли свои старые спектакли (Камерный – «Игроков» в постановке Сергея Федотова, ТЮЗ – «Женитьбу» с режиссурой Александра Каневского и Ольгой Теляковой в главной роли) и афиши не испортили.
Финалом фестиваля стал моноспектакль Александра Филиппенко «В поисках живой души». В его основе – заключительные главы «Мертвых душ», которые вполне органично предваряет рассказ Шукшина, а комментирует эссеистика Вайля и Гениса. Мастер играл легко и стремительно, гоголевское слово у Филиппенко звучит сочно и точно, как ни у кого. Истории разных версий его моноспектакля по «Мертвым душам» уже более двух десятилетий, в девяностые годы он играл этот спектакль как штатный актер Камерного театра Челябинска. «Филиппенко стал челябинским актером», – ехидничали тогда московские газеты. А сам мастер после финальной овации фестиваля «Два века с Гоголем» вспоминал со сцены Челябинской филармонии то время с теплотой и радостью. И обещал приехать на любой новый фестиваль, что задумают в этих стенах. А почему нет? Вслед за юбилеем Гоголя грядет юбилей Чехова (150-летие в будущем году). Стыдно будет, если Челябинск не соберет фестиваль чеховских постановок.
Владимир Спешков , газета «Челябинский рабочий» 05.10.2009