ИЗНАНКА КУКОЛЬНОГО ЦАРСТВА
В России много профессиональных праздников – некоторые, вроде дня ВДВ, известны всем. Другие широкой общественности могут быть не знакомы вовсе. И не потому, что секретны. 21 марта отмечается Международный день кукольника – этих людей редко знают в лицо их зрители. Но за ширмой Екатеринбургского театра кукол прячется масса интересных подробностей, которые не видно из зала.
Как рождаются куклы
"Путь в тысячу ли начинается с первого шага” – гласит китайская мудрость. Первый шаг к созданию кукольного спектакля – это идея. Она может прийти в голову и режиссёру, и художнику, - рассказывает Юлия Селаври, главный художник Екатеринбургского театра кукол.
Дальше следует переосмысление материала, иногда берётся готовый сюжет, иногда что-то переписывается. Например, всем известный с детства сюжет про Малыша и Карлсона в постановке нашего театра кукол идёт от лица Фрекен Бок, которая смещается с позиции просто значимого персонажа на главную роль.
У театра кукол свои особенности, которые резко отличают его от других, поэтому и пьесы приходится серьёзно адаптировать под его возможности.
"Мы решили, что нам нужна восточная сказка, - рассказывает Юлия Селаври, - выбрали сказку В. Гауфа «Калиф-Аист». Была написана пьеса по мотивам этой сказки. Причем, по задумке, главные герои пьесы в ходе приключений постепенно меняют свой облик. И в финале выходят на сцену уже живые актëры.То есть в ходе произведения для этих персонажей используются две разные куклы, которые должны ещё и походить на живых актёров, появляющихся на сцене в финале.
И да, об аисте. Куклой аиста в этой пьесе управляют сразу три человека – один двигает ногами, второй крыльями, третий отвечает за тело и голову. Какая синхронизация действий нужна для того, чтобы кукла при этом двигалась естественно и смотрелась живой – можно себе только представить.
Сколько Карлсонов нужно на четырёх Фрекен Бок?
Всего в Екатеринбургском театре кукол сейчас имеется более 1000 кукол. Как правило, они изготовляются под определённый спектакль. Причём бывают самых разных видов и могут кроме стандартных механик содержать спецэффекты – например, отстреливающиеся уши.
Стандартная тростевая кукла в среднем создается за 16 дней, но это очень примерный срок – всё завит от еë сложности. А служат они в театре потом годами. Одна из постановок, которая сегодня идёт в театре, создавалась еще в начале 90-х годов прошлого века. Её несколько раз реставрировали, но в целом получилась история на все времена. Кукол, которые просто пылятся на складе, здесь нет.
Раньше кукол, по каким-то причинам не задействованных в постановках, просто уничтожали. Кукольникам запрещалось уносить их домой – считалось, что артисты могут в этом случае использовать собственность театра для подработок. Но актёры к своим куклам относились как к живым, поэтому часть из них спасли . Только в 2004 году, по настоянию Юлии Селаври, в театре был создан музей, где теперь их можно увидеть. Ещё бывает так, что театры кукол из разных городов меняются спектаклями – и тогда куклы вместе с декорациями меняют прописку, например, с екатеринбургской на курганскую.
Вообще, работа кукольника - это не только творчество, но и серьёзный физический вызов – куклу приходится удерживать на вытянутой руке над ширмой на протяжении всего спектакля. Которая, кстати, может весить немало. К тому же, как мы помним, одной куклой могут управлять несколько человек, а в действе на сцене может участвовать несколько кукол. При этом места за ширмой не очень много. Например, в постановке о Малыше и Карлсоне задействовано пять актёров, которые управляют 22 куклами (Карлсонов, Малышей и Фрекен Бок по 4 куклы, часть других персонажей тоже дублируется). При этом из-за особенностей декораций размещаются они на площади примерно в один квадратный метр .
"Нужно настолько притереться, настолько не мешать друг другу – это просто нечто, – рассказывает Юлия Селаври. – Бывает, что на одной кукле работают двое, иногда и трое. А бывает и больше – к нам китайцы приезжали на гастроли, у них был номер – парный танец. Так там с двумя куклами работают семь человек. И они действуют настолько слаженно, что зритель их не видит, просто какая-то масса движется рядом с ожившими куклами".
Кукол бывает огромное множество – разных размеров и с разным типом управления. И материалы для них используются достаточно разные. Но у каждой куклы есть душа – это яркий и индивидуальный образ. При этом кукла, обладая яркими чертами и чётко прописанной личностью, должна оставлять место для актёра, который этот образ дополнит и реализует. Так что отношение у кукольников к своим искусственным напарникам особенное, как к живым.