И СНЕГ, И СОЛНЦЕ — СОТВОРИМЫ

12
Сентябрь

Занавес открылся, и сцену залили солнечные лучи... А теперь - ночь, но светлая, все вокруг видно... А вот летит по небу олененок - «ножки тоненькие, головка легонькая, а на рожках по пять веточек. Правую переднюю ножку поднял - топнет, а на ней серебряное копытце блестит». Топнул, и из-под копытца - искры, камешки красоты удивительной... Вот такие чудеса на сцене Екатеринбургского театра кукол создает заведующая осветительным цехом, заслуженный работник культуры РФ Людмила ЩЕГОЛЕВА. Почти полвека Людмила Никифоровна «играет» светом, а в нынешнем июне отметила «личный» юбилей, в цифру которого никто не верит...

В театр кукол она пришла молоденькой, училась заочно в УПИ на электротехническом факультете. Теорию усваивала, а на практике поначалу не сразу могла сообразить, какой надо рычаг повернуть, чтобы ночь пришла на сцену, какой — чтобы снег закружился в лесу. Всему этому Людмилу со временем научил мастер высшей квалификации, безумно любивший свою работу, настоящий ас своего дела Герман Васильевич Суханевич. Он терпеливо объяснял юной выпускнице института, как ставят свет, как нужно повернуть прожектор, чтобы эффектнее выглядела героиня-кукла, чтобы актера смогли увидеть зрители, как сделать переключение вовремя.
Сначала Людмила была просто осветителем, а когда «повзрослела», научилась управлять всеми приборами — стала художником по свету. Так, познавая премудрости светоигры, доросла до заведующей цехом. Художник по свету должен понять и пьесу, и режиссерскую концепцию, и сценографию спектакля, и, конечно, с техникой быть «на ты». Мастер света предлагает режиссеру и художнику-постановщику выразительные средства, которыми владеет, для каждого спектакля ищет новые световые решения. Успех спектакля в немалой степени зависит и от профессионализма, творческого участия работников осветительного цеха театра. Сценический свет порой является ведущим среди средств художественного оформления спектаклей.
— Сейчас,
рассказывает Людмила Никифоровна, — появились большие возможности, чтобы свет заговорил интереснее. Ручному прожектору на помощь пришла современная техника, которая поможет привлекательней показать куклу, а ее наряд за долю секунды сменит цветовые оттенки. Легко сделать электронную запись, с которой можно поработать и уточнить нюансы. В постановках стали вводить видео, к которому мы «приписываем» свет. Скажем, в спектакле «Свет ликующий» 260 перемен света, а в «Буратино» — 136. Надо все выполнить четко, безошибочно. В сказке «Соловей» у нас, художников света, сложная работа: на песне Соловья всего за мгновение около 20 светоперемен. С каждым годом все совершеннее светотехническое оборудование, что позволяет выполнять сложные пространственные эффекты. Нужны быстрая реакция и хорошая память, даже при том, что сейчас запись световой партитуры идет с помощью компьютера.
Если раньше только в спектаклях, идущих в большом зале театра, можно было захватывающие эффекты создавать, то сейчас и в малом зале «трудится» новая световая техника, которую вместе с Людмилой Щеголевой успешно осваивают художник по свету Светлана Холманских и инженер по свету Дмитрий Бизянов.
Людмила Никифоровна, вам всего годик с небольшим остался до «золотого» трудового стажа...
Хотите спросить, не надоело ли? Да нет же! Как у актеров, художников, режиссеров в работе нет однообразия, так и у нас, осветителей. Как я радуюсь, когда в зале наши маленькие зрители громко перешептываются: «А как так, только что шел снег, были огромные сугробы, и уже все растаяло?» Вот такая загадочная и волшебная у меня профессия. Я люблю свою работу, другой не мыслю, а театр кукол — мой главный театр.
Не успели умолкнуть аплодисменты на премьере «Алисы...», как уже задуман новый спектакль. Правда, с перерывом на отпуск.
Где вы, Людмила Никифоровна, отпуск проведете?
В замках Франции! Путешествия моя вторая любовь. Видеть неописуемую красоту, сотворенную человеком, познавать новое, удивляться чудесам по всему миру - вот это для меня отдых, заряжающий на новые «чудеса», которые дарим мы, художники по свету, нашим зрителям.

К списку публикаций