...И 35 — НА СЦЕНЕ
...В тот день, совсем недавно, в гримуборной актрисы Екатеринбургского театра кукол, заслуженной артистки РФ Аллы АНТИПОВОЙ было необычайно тесно: коллеги-кукольники пришли поздравить ее с днем рождения. Цифра возраста — две пятерки. Актриса возраст не скрывает, по-прежнему стройна, быстра в движениях, глаза светятся, улыбка подчеркивает доброжелательность.Но, как говорит Алла Владимировна, для нее важнее другая дата: 35 лет отдано любимому делу — «игре в куклы».
— 35 лет приходятся на две сцены, — рассказывает Алла Антипова. — Без малого четверть века я служила в Челябинском театре кукол. В Нижнем Новгороде окончила театральное училище, получила диплом актрисы кукольного театра. Кстати, со мной учились теперешние коллеги по екатеринбургскому театру Марина Стражникова и заслуженная артистка РФ Наталия Гаранина.
Вот они с другими однокурсниками и сосватали меня в Челябинский театр кукол. В то время туда тянулись актеры — шла слава о режиссере Валерии Вольховском. Валерий Аркадьевич — ученик Михаила Королева (как говорили, бог кукольников в Москве — Сергей Образцов, в Питере — Михаил Королев), народный артист России, лауреат Государственной премии. Вольховский, конечно же, большой мастер, умнейший человек, работать с ним — мечта любого кукольника, тем более новоиспеченного выпускника училища. Именно под его руководством овладела я по-настоящему куклой, ее «душой». Челябинский период творчества был подарком судьбы. На сцене того театра я познала актерское счастье — успех, интересные роли, признание зрителей. А с 2002 года служу в Екатеринбургском театре кукол, тоже уже второй десяток лет.
...Первыми тогда, в 2002-м, с актрисой Анптиповой познакомились маленькие зрители, в спектаклях «Щелкунчик и Мышиный король» и «Волшебник Изумрудного города». В «Щелкунчике» А. Антипова — Королева, которая является перед зрителями вживую, без куклы, и сразу же покоряет. В «Волшебнике Изумрудного города» целая галерея ролей — добрая и злая волшебницы, Принцесса, Леший. Это чисто кукольный спектакль, действо развивается на ширме.
— Это были мои вводы в текущий репертуар, — продолжает воспоминания Алла. — Отыграю сказку и в путь: вечером ждет челябинская сцена — спектакль для взрослых «История любви», где были заняты пять актрис, один состав. Это особый спектакль, прежде всего, потому, что все должны хорошо петь. Постановку осуществили Александр Борок и Сергей Плотов. 33 песни-романса! Сюжет выстраивался на песни, каждая из которых — отдельный маленький спектакль. Билеты раскупались мгновенно. И постановщики не хотели менять исполнителей. Вот и я ездила на каждую «Историю любви». Но такая жизнь продолжалась недолго: ведь в екатеринбургском театре у меня накопился свой репертуар.
С заслуженной артисткой России Антиповой сегодня зрители встречаются в спектаклях «Умная собачка Соня» (Такса), «Маленькая баба Яга» (Лошадь, Старушка), «Самый длинный червяк» (Бабочка, Божья коровка). Здесь актриса ведет куклу, которая «оживает» в ее руках, создавая яркие образы. А в «Старой, старой сказке» (Зима), «Морозко» (Мачеха), «Серой Шейке» (Лиса) Алла выходит на сцену в живом плане.
— К сожалению, — говорит артистка, — сейчас у меня всего один вечерний спектакль — «Чайка» по Акунину. Со своей героиней Аркадиной я уже встречалась в челябинском театре. С какой же радостью вновь вышла на сцену в этой роли! Интересный спектакль, хороший актерский ансамбль, живой план, гротеск...
Был у Аллы Владимировны еще один взрослый спектакль — «The Hamlet» («Деревня»), поставленный режиссером Александром Бороком. Актриса играла Гертруду...
...Зритель видит лицо и руки актера, а туловище перекрывается фурой (тумбочкой). Такое решение называется тантамареска. Гертруду — Антипову сопровождает (помогает) актриса Н. Гаранина — ее зритель не видит. Вот такие сложности встречаются в театре кукол.
Роли Аркадиной и Гертруды, сыгранные Антиповой, были высоко оценены коллегами и зрителями, и в номинации «Лучшая роль» она получила высшую внутритеатральную награду — статуэтку «Петрушка Великий» (кукольники называют ее «наш «Оскар»).
В последнее время в программках театра появляется такая строка: «Режиссер-постановщик Алла Антипова»...
— Заметьте, — говорит она, — рядом стоит имя актера Николая Бабушкина. Мы создаем спектакли вместе. Все началось с новогодней елки — нужна была постановка для самых маленьких зрителей к Новому году, вот нам и предложили: «Сделайте какую-нибудь сказку». Наша «Новогодинка» в основном была сделана Колей, я так, в роли исполнительного помощника (смеется). Весь спектакль был «завязан» на костюмах, оформление из запасников театра, несмотря на это, зрителям понравилось.
Другой совместной работой с Николаем был спектакль «Праздник для елочки». Сценарий писал Бабушкин, оформлял тоже он, поставили вместе. Это кукольный спектакль. Выдержав новогоднюю кампанию, «Праздник» влился в репертуар. Сейчас в афише театра кукол спектакли «Серая Шейка», «Теремок», жизнь которым на сцене дали актеры Алла Антипова и Николай Бабушкин, выступив в ролях режиссеров. Тем не менее Алла Владимировна говорит:
— Я считаю, для серьезного режиссерского творчества особый дар нужен, поэтому так мало умных, талантливых режиссеров, это штучный товар. Я же — актриса. И хочу как можно больше играть и выходить на сцену все в новых ролях, не думая о возрасте.