ХОЗЯЙКА ТЕАТРАЛЬНОГО СВЕТА
Вы обращали когда-нибудь внимание на имя осветителя в театральной программке - почти незаметную строчку в самом низу листка? Часто на нее не падает ни одного взгляда зрителя. Сотрудники цеха по свету остаются невидимыми и во время спектакля. Их работа всегда «за кадром», зато результат - на виду. Подобно художнику, который пишет полотно с помощью кисти и красок, художник по свету создает свои маленькие шедевры, играя светом. «Освещение способно сказать так же много, как слова, произнесенные человеком. Лунное сияние, жемчужный свет, искренность, таинственность... На сцене с помощью прожекторов можно изобразить все, что угодно душе. Возможности света - безграничны», - считает заведующая светоцехом Екатеринбургского театра кукол Людмила Щеголева. Всю свою жизнь она проработала осветителем спектаклей.
В марте заведующей светоцехом Екатеринбургского театра кукол Людмиле Щеголевой присвоили почетное звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации».
АКТЕРЫ В «ЧЕРНЫХ КАБИНЕТАХ»
— В Театр кукол я попала случайно, — вспоминает собеседница. — Моя сестра училась неподалеку, в университете. В 1965 году в поисках работы она зашла театр. Оказалось, что им нужен электрик. Она тут же предложила попробовать мне, ведь я училась в УГТУ-УПИ на теплоэнергетическом факультете, а параллельно только начинала работать на заводе.
Но в театр будто потянуло: кроме технической стороны дела, здесь можно было заниматься творчеством. Правда, тогда — всего за 65 рублей в месяц, что было значительно меньше, чем на заводе. Несмотря на это, Людмила Щеголева стала осветителем.
Сегодня о своей профессии ей есть что поведать. За плечами — огромный багаж накопленного опыта, уже появились и свои профессиональные секреты. Наверное, поэтому о работе она рассказывает с большим увлечением.
— Перед началом репетиций мы собираемся на технический совет, где полностью разрабатываем спектакль. Учитываем все: где он будет играться, какой там будет реквизит, нужно ли электричество для декораций. После того как учтены все мелочи, начинается подготовка. Больше всего мне нравится быть даже не на самом спектакле, а на его репетиции. Ведь осветитель управляет светом не только из регуляторной! Иногда во время черновой работы нам необходимо быть на сцене. В такие моменты я очень близко стою рядом с актером, очень хорошо вижу его лицо. Становишься не просто наблюдателем, а настоящим участником. И спектакль рождается у тебя на глазах...
По словам Людмилы Никифоровны, осветитель непременно должен знать суть спектакля, понимать, что хочет показать режиссер. Более того, он, как актер, вживается в действо, становится его частью. Иначе — невозможно подобрать точный свет, наполнить спектакль дополнительным смыслом. Главный принцип осветителя: зрителю должно быть все очень хорошо видно. Но есть и другие правила... Если нужно изобразить трагедию, на сцене обычно мрак. Значит, нужно поиграть темными цветами, создать гнетущее настроение. Если же в пьесе в основе лежит добро — художник работает с яркими, жизнерадостными цветами.
Эти законы — самые простые, элементарные. Чаще же всего светохудожнику приходится оттенять характеры персонажей, изображать с помощью света настроения, чувства, состояния... А это уже сложнее.
— Например, художник спектакля и режиссер пьесы велят создать на сцене таинственность. Начинаю ломать голову. В основном создаю ту палитру, которую сама чувствую. Тайна, загадка, мистика — это полумрак. Но если на сцене появляется актер, нужно высвечивать конкретные места отдельными точками. В каждом случае набор цветов будет свой. Если это детский спектакль «Теремок», то и цвета должны, образно говоря, летать, сверкать и прыгать. И это возможно!
...В прологе «Баллады о Морской царевне» на сцене — главная героиня. На нее направлен голубой луч, и больше, кроме персонажа, ничего не видно. Постепенно появляются еще два героя. Также постепенно вводится и свет. Сеточка-экран с натянутым на него тюлем освещен так, что создается впечатление подводного царства.
Но куда сложнее освещать кукол. Нужно сделать акцент на них, а актеров, которые находятся в темной одежде — в так называемых «черных кабинетах», — не должно быть видно. Если свет попадет хотя бы на руку человека, иллюзия сказки будет разрушена. Такая промашка особенно обидна, когда в зрительских креслах дети. Если персонаж много двигается, нужно постоянно вести освещающий его луч. Работа художника по свету — тонкая, точная, почти ювелирная.
— В некоторых спектаклях картины меняются очень часто. Например, в «Синей птице» за 1,5 часа проходит более двухсот картин. Приходится и светохудожнику поспевать за актерами. Сейчас спектакли в театре стали масштабнее прежних, изменилась и аппаратура. Когда я пришла работать, освоение сценического света только начиналось. В 60-е годы в театре стоял старенький светопульт, у которого было 60 ручек. Два осветителя определяли между собой, кто за какой свет отвечает, и переключали эти ручки. Чтобы ввести свет, нужно было приложить силу. Сейчас на наш современный пульт можно записать любые сцены, как на обычный компьютер. А потом — только кнопочки нажимать, и свет сам будет включаться. Запись учитывает все: и время, в которое горит свет, и его насыщенность. Нужный оттенок можно вывести за одну секунду.
ОСВЕТИТЕЛИ ПРЯЧУТСЯ ПОД СЦЕНОЙ
...Отправляемся в конец зрительного зала, в светорегуляторную, где и находится сердце светоцеха — пульт. Многочисленные кнопочки, экраны компьютера, маленькие рычаги... Отсюда через небольшое окошко сцена видна осветителю полностью.
— Когда наш театр только построили, светоцех был наверху, на третьем этаже. Можете себе представить, что оттуда нам было видно?! Да практически ничего! Мы были вынуждены догадываться по репликам, когда и какой свет надо включать. Так продолжалось долгие годы. Но это еще что... Как-то раз мы отправились на гастроли со спектаклем «Мальчиш Кибальчиш». По сценарию на сцене должна кататься телега. Когда мы приехали в клуб, где должны были давать спектакль, обнаружили, что от взгляда осветителя у них закрыта вся сцена, а регуляторная находится под ней! Помню, как мы сидели внизу и как было страшно — а вдруг телега свалится через небольшое отверстие прямо на нас. Из-за реквизита люк пришлось закрыть, и мы остались в полной изоляции — ориентировались только по репликам актеров. Оставалось надеяться, что все будет по сценарию, и никто не начнет импровизировать.
Любимый цвет Людмилы Никифоровны — синий, а любимый спектакль — «Картинки с выставки». Говорит, что в нем сошлось все — и пьеса, и режиссура, и актеры, и свет, и музыка...
— Летом прошлого года мы ездили с ним на гастроли в Геную. Спектакль предстояло показывать на улице, на площади перед красивой старинной церковью XVII века. Уже стемнело. В какой-то момент у меня возникла необходимость посовещаться с итальянским осветителем. На русском он не говорил, а переводчик был занят. Пришлось выкручиваться. Кое-как начала объяснять ему, что с одной стороны должен быть синий, то есть «blue» по-английски, а с другой — желтый, то есть «yellow».
Особо тяжело осветителю приходится во время фестивалей, когда на сцене Театра кукол идут спектакли других театров России. За короткое время нужно понять суть постановки и подобрать свет. За день ставят от трех до пяти спектаклей. Например, в рамках фестиваля «Реальный театр» со спектаклем «Гроза» в Екатеринбург приезжала труппа из Магнитогорского театра драмы. По сценарию на сцене были установлены большой бассейн с водой, в который потом и прыгает Катерина, и зеркало, в котором отражается вода. Высвечивали зеркало так, чтобы были видны купающиеся люди, но при этом не отразились другие предметы.
...В спектакле «Соловей» свет — это отдельный персонаж. Когда актер взмахивает рукавом, оттуда вылетает своеобразная птичка — розовый луч. Людмила Никифоровна сама создавала образ соловья-лучика на сцене.
— В последнее время у меня началась профессиональная болезнь, — говорит Щеголева. — Не могу спокойно ходить на спектакли. Когда прихожу, смотрю в первую очередь на то, как освещена сцена. Сразу же нахожу ошибки осветителя. Начинаю мысленно возмущаться: почему же свет здесь, когда он явно должен быть в другом месте? Но иногда вижу то, чему мне самой можно еще поучиться.
На мой вопрос о том, сколько спектаклей уже освещено Людмилой, собеседница вздыхает — давно сбилась со счету. Их так много, что и не упомнишь.
— Я постоянно нахожусь в размышлениях по поводу работы. Иногда сижу дома и начинаю придумывать, что поменять, над чем еще потрудиться. А потом прибегаю с утра в театр, и начинается творчество. Отдыха почти нет. Раньше путешествовала, сейчас в этом нужды не возникает — много гастролей. На все остальное времени не хватает, ведь в театре только один выходной. И тот не как у всех, а в понедельник. В конце беседы Людмила Никифоровна заверяет: художник по свету — это призвание. Вот один забавный пример. Как-то в Театр кукол пришел мужчина — устраиваться на работу осветителем. Когда сотрудники светоцеха с ним поговорили, он ушел и больше не возвращался. Говорят, напугался, когда его попросили создать на сцене жемчужный свет...
Племянница Людмилы Никифоровны - Светлана Холманских - пошла по стопам тети. Она тоже работает в театре осветителем. Придя сюда один раз, уходить девушка не захотела - театр затягивает...