ГАРРИ ПОТТЕР ОТДЫХАЕТ, КОГДА «БАБУШКА» ЛЕТАЕТ

11
Апрель

Театральная премьера
Героине нового спектакля Театра кукол всего-то 127 годков от роду. По ведьминскому счёту, она — сущее дитя. Премьера так и называется «Маленькая Баба-Яга». Она вышла на сцену 6 апреля. А накануне состоялся самый первый «пробный» показ для маленьких зрителей.
…Девочка-ведьмочка пришла на главный праздник взрослых ведьм, куда детям до 300 лет вход строго запрещён. Её поймали, «арестовали» метлу, назначили наказание. За год она должна стать хорошей ведьмой. И Маленькая Баба-Яга (для краткости — МБЯ) занялась самосовершенствованием. День за днём овладевала колдовскими премудростями и, по совету друга — мудрого и милого ворона Абрахаса, использовала свою волшебную силу только в мирных целях…
Спектакль предназначен зрителям от 5-ти лет. Столь юная публика, естественно, пришла в театр вместе с взрослыми, многие из которых в собственном детстве читали эту сказку немецкого писателя Отфрида ПРОЙСЛЕРА. В мировой детской литературе писатель не занял столь значительное место, как, к примеру, его современница Астрид ЛИНДГРЕН. Но всё-таки, без его сказок о «нечистой силе» эта литература что-то бы да утратила, и, возможно, Джоан РОУЛИНГ не придумала бы своего мальчика-волшебника, мастерски летающего на метле.
Когда Маленькая Баба-Яга, появилась на кукольной сцене, зал тихонько ойкнул. Представьте старенькую Пеппи Длинныйчулок с рыжими косичками и ртом от уха до уха. Ну, баба-яга она и есть баба-яга, даже в нежном возрасте. С её видом сразу смирились, тем более, что МБЯ — «добрая внутри». Ойкнуть пришлось ещё не раз, когда взору явились истинные ведьмы: Румпумпель, Травяная, Горная, Болотная и Главная — монстры разного размера и конфигурации, выразительные и живописные. Такое обличье куклам придала художник-постановщик Екатерина ПЕТУХОВА, что оправдано отвратительными характерами персонажей. Но появляются старушки (не ведьмы, а «гражданское население»), которым помогает МБЯ, и они тоже — «на лицо ужасные». Дети удивились, взрослые призадумались.
Возможно, в концепции постановщика Алексея СМИРНОВА, местные жители способны проявить себя хуже любой ведьмы. На их фоне МБЯ — просто ангел на метле. Старухи в самом деле оказываются не очень-то добрыми. Им не жаль ручного быка, которого отдадут на съедение победителю конкурса стрелков. И «слезинка ребёнка» — плач ребятишек Томаса и Врони по домашнему любимцу — ничего не стоит. Но вот почему же милосердные Томас и Врони выглядят так?.. Так, что сразу вспоминается иллюстрация в медицинской брошюре, где изображены дети, рождающиеся в условиях йодного дефицита.
Маленькая Баба-Яга легка и на подъём, и на полёт на метле, озорная, как все дети. Очень симпатичны и по-театральному изобретательны сцены с её участием. Когда малышка-ведьма дрессирует наколдованного ею же толстого мышонка, и он показывает чудеса эквилибристики на клубке шерсти. Когда ребятёнок-колдунья прячется за рваной занавеской и поглядывает на нас, словно пятилетняя, любопытными огромными глазами… Но время от времени спектакль не совпадает с темпераментом героини — не летает, как она, а неспешно, солидно движется к развязке, и воспитанные ребятишки в зале, прикрывая рот ладошкой, начинают бороться с зевотой. Впрочем, благодаря интерлюдиям в «живом плане», когда актёры-кукольники, оставив кукол, выходят на авансцену в смешно стилизованных баварских нарядах и танцуют, и поют, и даже играют в снежки со зрителями, — снова становится интересно и волшебно.
Дети газет не читают и сказку Пройслера прочтут не скоро. На спектакль, поставленный и сыгранный для них взрослыми, придут, может быть, уже завтра. Взрослым, которые рядом с ними, тоже хочется не задаваться во время спектакля недетскими вопросами, а безоглядно окунуться в весёлую и поучительную сказку о том, что не всякий летающий на метле — злая ведьма.

К списку публикаций