ФЛОРЕНТИЙЦЫ ЛЮБЯТ ГОФМАНА,
а поляки освоили «Полюс»
В этом мы убедимся в ближайшие дни — на спектаклях V Международного фестиваля театров кукол «Петрушка Великий» с 14 по 17 сентября.
Всего в фестивальной афише представлено 12 спектаклей из 8 стран. Вчера в екатеринбургском Театре кукол уже шли репетиции первых гостей из Италии и Польши, с часу на час ждали приезда остальных участников и членов жюри из разных стран и городов. Самыми первыми готовились выйти на фестивальную сцену флорентийцы. Их представление по мотивам «чёрных картин» Франсиско ГОЙИ открывало вчера off-программу. Художественный руководитель Цахес Театра Луана ГРАМЕГНА из Флоренции (Италия) приняла участие во вчерашней пресс-конференции:
— Мы прилетели ночью, и с утра уже были в театре. Пока ничего ещё не успели посмотреть, хотя к поездке подготовились. Перечитали всю литературу о Екатеринбурге, какую смогли у нас найти. Мы любопытны и уже знаем, что обязательно посмотрим в вашем городе, куда стремились ещё в 2008-м году, на IV фестиваль.
Тогда у флорентийцев не получилось стать конкурсантами «Петрушки Великого». В 2008-м их театру едва сравнялось 2 года, он был очень юн. Зато теперь, когда они впервые в России, впервые в Екатеринбурге, в афише сразу два их спектакля — вчерашний внеконкурсный («Обаяние идиотизма») и конкурсный — «Фаустус! Фаустус!» 16 сентября.
В спектакле, где обыгрываются, соединяются, интерпретируются и сопоставляются разнообразные легенды и классические тексты о докторе Фаустусе, о цене всеобъемлющего знания, вечной молодости и бессмертия, итальянские кукольники обращаются и к творчеству Эрнста Теодора Амадея ГОФМАНА. Немецкий романтик, судя по названию театра, — его любимый автор-единомышленник. «Так ли это?» — спросила Луану Грамегна.
— Да, мы действительно очень любим Гофмана. И название театра происходит от имени одного из героев гофманианы — из новеллы «Крошка Цахес». В «Фаустусе!..» используем мотивы «Песочного человека»…
Флорентийцы «имени крошки Цахеса» — дебютанты «Петрушки Великого», а вот Театр кукол из Бялостока (Польша) мы встречаем как знакомого. Причём знакомого, полюбившегося всем, кто видел на прошлом фестивале спектакль «Валери» (режиссёр Аляйн ЛЕКИК). В нём история девочки, которая постепенно и сказочно осознаёт своё взросление, свою женственность, воплощалась силуэтными бумажными куклами в «оконцах» ширмы и актёрами на сцене. Спектакль получил от жюри один из главных призов «Петрушки Великого» — за лучшую режиссёрскую работу. Вчера уже мелькнул в фойе во время пресс-конференции директор театра из Бялостока, европейски известный деятель искусства театра кукол Марек ВАКШЕЛЬ. Мелькнул и «растаял»: пошёл смотреть, как идёт монтировка декораций фестивального спектакля «Полюс». Его герои проследуют на Южный полюс вместе с экспедицией Роберта СКОТТА, о которой повествует в своём рассказе Владимир НАБОКОВ.
Польский «Полюс» впервые покажут на конкурсе сегодня в полдень, сразу после болгарского «Слона». «Слон» — не животное, рождённое в Болгарии, не спектакль, а название театра, который представит екатеринбуржцам и участникам фестиваля свой «Заколдованный фаэтон». Сказочное «транспортное средство» въедет на фестиваль самым первым конкурсантом.
Комментарий
Будет искусство — споров не будет
Член жюри фестиваля «Петрушка Великий», эксперт Национальной театральной премии «Золотая Маска», музыкальный и театральный критик Лариса БАРЫКИНА (Екатеринбург):
— Ответ на вопрос о критериях в работе фестивального жюри очень прост. Во-первых, профессионализм. Во-вторых, свой взгляд на мир. В третьих, новые идеи. В нашем жюри — люди разных театральных профессий, из разных стран, разных менталитетов и разного опыта. Но поверьте, если на сцене будет настоящее искусство, споров не возникнет и договориться нам, таким разным, будет легко.