ЕСЛИ БЫ КУКЛЫ ВСЕЙ ЗЕМЛИ…

18
Сентябрь

Каждая встреча — открытие
  Петрушка Великий — личность веселая и непредсказуемая, и что он придумает к открытию Пятого международного фестиваля театров кукол своего имени, отгадать было просто невозможно.
  Город на Исети еще никогда не видел такого шествия. Прямо к зданию Екатеринбургского театра кукол двигалась колонна пресимпатичных больших медведей. Впереди вышагивал военный оркестр и девушки в необыкновенных костюмах-домиках. Над каждым медведем колыхался национальный флаг страны, из которой на Урал прибыли гости. А уж что началось потом! Зарубежные артисты выискивали именно своего медведя и спешили сфотографироваться с ним. Девушки спели песню «Прокати нас, Петруша, на тракторе», и не без намека, потому что пожаловал и самый настоящий трактор. Медведи залихватски исполнили «Если бы парни всей земли», а огромный Петрушка упал прямо сверху. Сначала превратился в маленькую куклу, а потом, естественно, в доброго молодца. Всем дарили букетики петрушки, и было по-настоящему тепло, несмотря на очень даже прохладный день.
  В этом году, пожалуй, как никогда удалось почувствовать, что Екатеринбург действительно центр международного кукольного искусства. Скажем, Белоруссия, Армения и даже Болгария знакомы еще по недавнему нашему советскому прошлому, но ведь приехали и Италия, Польша, Иран, Япония. А просто так не едут, хотят себя показать и других посмотреть и, главное, получить художественный заряд для будущего развития.
Обаятельная Луана Грамегна, режиссер «Цахес-театра» из Флоренции, на пресс-конференции честно сказала, что об Екатеринбурге мало что знает, только самые общие сведения, и ей хочется посмотреть на далекий город воочию. Итальянцы показывали свою работу первыми — спектакль со странным названием «Обаяние идиотизма».
  Необходимо сказать, что тема нынешнего фестиваля обозначена как «Театр кукол — театр художника». И посмотрев первые спектакли: «Заколдованный фаэтон» (это Малый театр кукол «Слон» из Софии, Болгария), «Полюс» (Белостокский театр кукол, Польша), я поняла, что это и есть истинный бенефис сценографов. И еще отчетливо ощутила, что возможности театра кукол безграничны. Здесь можно все или почти все. Кукольники отважно берутся за сложнейший литературный материал.
  «Обаяние идиотизма» — это ожившие «Черные картины» Франсиско Гойи. Красиво, изящно, стильно, очень далеко от традиционного, привычного театра кукол. Перед нами действо на стыке выразительных средств — биомеханики, современного танца и звукорежиссуры. Наверное, время нельзя повернуть вспять и самые современные технологии уже никогда не уйдут из театра. А я задумалась над тем, что если кто-то все- таки не знает произведений великого испанского художника, смогут ли они принять и понять такой спектакль. Почему-то думаю, что подобные размышления и для Италии могут быть актуальными.
  В том же ключе создан и «Заколдованный фаэтон», режиссер Роза Николова. Синтетическое представление, объединившее танец, пантомиму и кукольное искусство. В визуальном решении все чудеса техники и эффектов: черная камера, ультрафиолетовый свет и тени. Здесь есть чудные эпизоды. В окошечке вдруг возникает загадочный город, бежит маленький игрушечный экипаж, меняются блики света… Но позволю высказать мнение, что в целом все же форма превалирует над содержанием и спектакль, который идет меньше часа, кажется куда длиннее.
  А поляки взялись за воплощение пьесы Владимира Набокова! Он повествует об экспедиции Роберта Фальконе Скота на Южный полюс. Голодая и замерзая, команда Скота ожидает неминуемой и мучительной смерти. Режиссер спектакля Ева Пиотровска, художник Юлия Скуратова. Белостокцы играют пронзительную драму и делают это строго и не боясь ранить зрителя душевно. Кукольные эпизоды (а использована пальцевая техника) возникают как трагические миражи в сознании людей, уходящих из жизни.
  Большинство спектаклей фестиваля адресованы взрослому зрителю, и это не случайность, а тенденция.
  Из Ирана прибыла сказка «Кто хочет меня съесть?», режиссер Захра Абсуран. Тема вечная — о том, что детям всего мира больше всего нужна мамина любовь.
  При поддержке агентства культуры Японии можно было посмотреть традиционные театры кукол этой страны — были показаны фрагменты спектаклей (театры марионеток и кукол на колясках, танец девушкек-цапель).
  А что же Россия? Приехали театры из Петрозаводска, Омска, Магнитогорска. Екатеринбургский театр кукол показал одну из своих последних премьер, спектакль «Грибуль-простофиля и господин Шмель», созданный по мотивам сказки Жорж Санд. Выделим «Человека в футляре» Челябинского областного театра кукол имени В. Вольховского, режиссер — Алексей Смирнов. Это по мотивам Чехова. Здесь куклы узнаваемые, у них есть характеры, они смешные, грустные и несчастные. В спектакле есть атмосфера и настроение…
  «Петрушка Великий» — фестиваль конкурсный, уже сегодня жюри подведет итоги, и главный приз получит искусство театра кукол, которое умеет не стареть и не боится удивлять.

К списку публикаций