ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ ТЕАТР КУКОЛ СОЗДАЛ НА СЦЕНЕ МИР СКАЗОВ ПАВЛА БАЖОВА
Основой для новой постановки Екатеринбургского театра кукол стали сказы Павла Бажова «Таюткино зеркальце», «Сочневы камешки» и «Приказчиковы подошвы».
К Новому году в Екатеринбургском театре кукол состоялась премьера спектакля «Таюткино зеркальце» по мотивам сказов Павла Бажова. Плоские картонные декорации, где разворачивается волшебная история, напоминают своей многослойностью детские книжки-раскладушки. В центре – круглый разрез домика, где живет Таютка со своим отцом, рудознатцем Ганей Зарей. Чистая сердцем добрая девочка так приглянулась Хозяйке Медной горы, что та подарила ей свое зеркальце – кусочек вогнутой как блюдце гладкой руды.
Авторскую инсценировку и тексты песен для спектакля создал на основе трех рассказов Павла Бажова руководитель литературно-драматургической части театра Семен Вяткин.
«Я никогда не пишу инсценировок, по сути, это пьеса по мотивам. Как актеру нужно присвоить себе роль, мне нужно присвоить себе историю, чтобы написать что-то интересное. И когда режиссер предложил объединить три сказа в один, мне было интересно создать что-то свое. Бажов – мистический, волшебный писатель. Мои любимые персонажи в спектакле – кошки с пустыми глазницами. Это такой мощный образ, с которым прекрасно справился художник. Когда появляется кошка – все просто ахают», – рассказывает драматург Семен Вяткин.
Появление кошек в забое шахты напоминает страшную сказку: белоснежные красавицы с черными глазами охотятся на незадачливого Поспешая, напевая детскую песенку.
«Дети любят немножко бояться, поэтому мы добавили детского хоррора – кошек из сказа «Сочневы камешки». Оттуда же взяли и глупого, неудачливого Поспешая, над которым так и хочется смеяться. Мне не хватало юмора, поэтому и характер, и драматургическую линию этого персонажа я ввел в спектакль намеренно. А вот приказчик Северьян появился из «Приказчиковых подошв». Это мощный антигерой, который уравновешивает положительных Таютку и ее отца. В финале он обязательно будет наказан справедливой Хозяйкой Медной горы. Ведь она – некое божество, мерило, сама природа, наказывающая зло и жадность», – говорит режиссер-постановщик Николай Бабушкин.
Эстетику витражных самоцветных гор и зеленых просторов Урала создал для спектакля лауреат премии «Золотая Маска» художник Андрей Ефимов. В гармоничном мире природы живут утонченные тростевые куклы. Их в спектакле 16, не считая кошек.
«Нам удалось создать мир, в котором во всех персонажах запечатлена как будто бы сама природа: деревья, скалы, самоцветы отразились на них и оставили свои рисунки в образах и одежде. Выделяются только отрицательные персонажи – Поспешай, Колесишка, Северьян – они решены совершенно в другой эстетике. Хотелось подчеркнуть, что они, алчные и завистливые – чужие в этом мире. Важно и отношение масштаба кукол к окружающему миру: в огромном величественном пространстве они совсем небольшие, ведь весь этот созданный нами мир и есть зеркальце, в котором Таютка видит людей – чуть вытянутых, высоких и стройных», – рассказывает художник Андрей Ефимов.
С языком Бажова авторы постановки обращаются очень аккуратно, сохраняя его поэтическую певучесть. Однако многими словами и терминами пришлось пожертвовать, чтобы адаптировать спектакль для современного зрителя.
Премьерные показы спектакля «Таюткино зеркальце» стартуют в Екатеринбургском театре кукол с 14 декабря. В предновогодние и праздничные дни постановку предварит интермедия с Дедом Морозом. (6+)