«ДВОЙНАЯ ЖИЗНЬ» ЕВГЕНИЯ ОРЛОВА

31
Март

Досье: Евгений Орлов. Окончил Свердловское театральное училище по специальности «Актер театра драмы», курс В.М. Вороновой, П.В. Коробова. С 1983 г. в екатеринбургском Театре Кукол. Создатель и идейный вдохновитель екатеринбургского «Театра двойников». Двойник Филиппа Киркорова.
- Итак, задавайте вопрос про розовую кофточку! (Смеется) Меня все подряд спрашивают про этот конфликт Киркорова с журналисткой. Хотите мое мнение? Я за Киркорова. Я полностью видел запись, которая была сделана на НТВ, с той пресс-конференции. Журналистка была виновата! Ее первая реплика: «Ну и костюмчик!» А Киркоров - только с самолета, сразу пресс-конференция... Он был в обычной джинсовой одежде. Журналистка начала просто к нему «под шкуру лезть». Я бы тоже послал ее подальше.
- Как на вас отразился этот конфликт?
- Благоприятнейшим образом! Спрос возрос настолько, что я просто не успевал! Эта розовая кофточка звучала в каждом выступлении... Однажды меня пригласили на юбилей, я приезжаю - а юбилярша в розовом платье! (Хохочет). Я обыграл это, все ржали, как сумасшедшие!
- У вас в жизни подобных скандалов не было? Вы же и на частных вечеринках работаете. Там, наверное, особенное отношение к актерам у зрительного зала?
- Особенное - очень хорошее! Все приветливые, юморные. А с некоторыми людьми, с которыми познакомился на таких вечеринках, мы стали сотрудничать и общаться.
- Сравнивали ли свою жизнь и Киркорова? Есть общие моменты?
- От юморных до страшных. У нас в один день мамы умерли... Мы, оказывается, с ним под одной звездой родились, у нас один космический дом - это я у астролога выяснил. У него болгарские корни, у меня цыганские, а это те же самые болгарские. Даже родинки на одном и том же месте! Вот здесь (показывает на грудь справа).
- Как и когда все началось - кто первый заметил, что вы с Киркоровым «на одно лицо»?
- Около десяти лет назад. Киркоров тогда только-только появился на экране. Альбина Сухоросова - наш режиссер, дай Бог ей здоровья! - как-то говорит: «На капустник надо какую-нибудь «пенку»... О! Давай тебя Киркоровым выпустим!» Я: «Каким Киркоровым?» Она: «Да вот, появился певец - ну копия ты!» А я его тогда еще ни разу не видел даже! Вскоре я выношу мусорное ведро на помойку, и мне соседка кричит с балкона: «Женя! Мы тебя сегодня по телеви-зору видели - ты так хорошо поешь, оказывается!»
- А как вы, кстати, поете?
- Некоторые песни уже самостоятельно: «Зайку мою», например, и кое-что посложнее. А в основном, конечно, под фонограмму. Кто с Киркоровым общался и знает его, например, его администратор (она Киркорова сюда привозит часто, и мне прайс-листы разрабатывала), так вот, она говорила: ни по телефону, ни просто в общении нас с ним не отличить, один и тот же голос! В общем, сделали мы тогда номер на капустник, и вдруг все, даже те, кто меня прекрасно знали, начали «покупаться». Был у нас администратор, по фамилии Ткач. Подходит и говорит: «Вы что, с ума сошли? Вы сколько ему заплатили, чтоб он песню спел?» Это была «Ты, ты, ты». Причем песня заедала, как раз на «ты-ты-ты», я ходил по залу, и показывал: ты, ты, и ты, и ты... (Смеется). «Сколько вы ему заплатили?!» - люди, которые и меня знали, и что я работаю, и что я - Женя Орлов! Они никогда меня до этого не видели в образе, и все «купились», что это точно был Киркоров. И даже мама попалась! Альбина принесла мне календарик: Киркоров, в шикарном костюме, в гриме, с начесом... Я принес его домой, говорю: «Мам, смотри мне какой костюм сшили на новый спектакль!» Она очки надела, внимательно смотре-ела - и говорит: «Ну наконец-то вас хоть как людей начали одевать! А то все в двунитку, да в двунитку!» Кукольники же за ширмой, так какие там у нас костюмы - униформа... И вот мама окончательно подтвердила это сходство, «узнав» меня! Я-то сам лично никогда никакого сходства не находил.
- Как вы сами определяете то, что делаете: пародия, идентификация, роль?
- Хобби. Отвлечься от основной работы в театре, ну, и поразвлекать народ. Когда люди приходят с пародиями, чтобы попасть к нам в Театр двойников, я всегда говорю: ребята, нет! Пародии - этоТеатр эстрады, это, пожалуйста, туда. Мне интересно, почему люди так похожи, что это за явление такое! Ведь, говорят, у каждого человека есть свой двойник. Я набираю только тех, кто действительно похож на какую-нибудь звезду, причем, желательно, российскую - такие люди могут прямо ко мне в Театр Кукол обращаться. Вот, Игорь Николаев у меня появился (Сергей Новиков), Витас (Алексей Пожарский), Маша Распутина (Светлана Фетисова), София Ротару (Татьяна Жвакина)...
- Вот здесь, на фото вы действительно - Киркоров, один в один! Как готовитесь к выступлению? Волосы красите? Что приходится делать с лицом?
- А ничего не приходится! Минимальный грим - и все. Волосы красить, бывает, нужно. Но иногда так получается... Я уже говорил - от смешного до страшного! Сделаю себе прическу, немного цвет поменяю, смотрю через неделю телевизор - а он сделал то же самое... Вот так!
- Бывало после концерта, чтоб люди обижались, что - не Киркоров?
- Бывало и такое. Из всех городов, где я побывал, Серов - один из тех, куда меня постоянно приглашают. Там как-то, когда мы отработали, и в конце объявили, что «выступал артист Евгений Орлов», бабушки выходили, и расстраивались: «Ну надо же!.. Это почему же?.. Ну зачем вы нам это сказали?» (Смеется)
- Вы, наверняка, знакомы со многими знаменитыми личностями...
- Хотите о знаменитостях? Пожалуйста... (Показывает фото: Орлов, Ширвиндт, Державин). Судьба мне подарила много интересных встреч! Я тогда вел программу «Старая крепость». Пришел к нам Ширвиндт глянул на меня (а я в гриме сидел), и сказал: «А что у вас Киркоров делает?» Ему говорят: «Это актер нашего, екатеринбургского Театра Кукол!» А Ширвиндт не верит: «Ну ладно! Вы мне будете заливать! Что уж я, Филю не знаю, что ли?» И не верил до последнего, пока не началась программа, и мы не встали рядом - только по росту понял! Я ниже ровно на десять сантиметров, у меня метр 85, У Киркорова - метр 95. Вот какую обувь приходится заказывать (показывает «казаки» на каблуке). Вот недостающие сантиметры. Когда я на сцене, из зала разницы в росте не видно. Такую обувь приходится надевать, когда рядом с людьми работаешь. Еще, тогда же, попался Гафт! В программу как раз приглашали Ширвиндта с Державиным, и Гафта с Остроумовой. Мы уже программу отработали, все записали... И тут Гафт говорит: «Женя! Я не Ширвиндт и не Державин, я как они не умею. А у меня завтра в Музкомедии встреча со зрителями... Можно, я первые полчаса про тебя рассказывать буду, как я, дурак старый, «купился!» (Смеется). Даже пообещал мне написать эпиграмму.
- Как возникла идея «Театра двойников»? Что вдохновило вас на его создание?
- Московский «Театр двойников». Они приехали сюда на гастроли и прослышали, что есть такой Киркоров здесь. Мы встретились, и когда меня увидела Ирина, «двойничка» Аллы Пугачевой, сразу сказала: «Все гастроли работаем с тобой!» Мы отработали здесь, с выездами по области. Потом москвичи пригласили меня на юг, тоже на гастроли. Когда я вернулся, то подумал: а почему бы и нам здесь не сделать такой театр? Начал один, потом народ стал подбираться. Нас пока немного, пять человек - но мы в тельняшках! Можем работать в любой программе. День города, свадьба, ночная программа, правительственная, концертная, банкет, юбилей – хоть что.
- Евгений, у вас в детстве проявлялись какие-то особенные таланты пародиста, артиста?
- Дед Мороз! Мамин халат, помадой нос и щеки, наволочка вместо мешка, борода из ваты - и всех соседей пошел поздравлять! Я не помню, что еще кем-то, кроме артиста, хотел быть. Мне дорога была в медицинский институт, или в юридический, это - пожалуйста! Но я специально закончил восемь классов, чтоб до меня не докапывались. (Смеется). Самостоятельно забрал документы - и махнул в театральное училище. С первой попытки, к Полежаеву, не поступил, но он сказал: «Документы не забирай, приходи через год». А в следующий Вероника Михайловна Воронова набирала, и я поступил сразу, без труда. Это было так давно, оказывается! (Смеется). Учился на драме, но так получилось, что пришел в Театр Кукол. Сначала меня взяли радистом, около года работал на звуке. А на выездах уже поигрывал. Я не один такой был. Тогда студенты, сейчас уже, можно сказать, корифеи -Тушканов, Булатов, он сейчас не работает актером... Всем хочется играть! И мы бросали монетку, кому спектакль играть, а кому на музыке сидеть! Потом меня взяли в труппу. Собрали худсовет - я отыграл, как сейчас помню, «38 попугаев», Удава. Так я стал артистом. И - по сей день.
- Сколько лет вы уже в театре кукол трудитесь?
- С 83 года, больше 20-ти лет. Это и профессия, и любимое занятие. «Театр двойников» - все же хобби.
- За 20 лет, наверное, сменилось много режиссеров, вы переиграли массу спектаклей, ролей...
- Да. Из режиссеров, конечно же, запомнился Виндерман. Когда я пришел в театр, он буквально год еще работал. Успел ввести меня на Митрофана в «Недоросля». Галю Чеснокову хорошо помню. У Владимира Гаранина был занят, практически, во всех спектаклях. Каждый режиссер оставил во мне что-то свое, и все во мне что-то находили.
- Вы еще и помощником режиссера работаете?
- Лет 6 или 7 уже. Когда умерла Томочка Ткач, мне сразу предложили, и я согласился. Конечно, актерство занимает больше времени, но это совершенно спокойно можно совмещать. Сейчас я очень мало в спектаклях занят, осталось буквально 2-3... Раньше был во всех, практически. Но если мне будут предлагать какие-то роли - я, конечно, не откажусь и с удовольствием буду играть! Одно время от профессии уставал. Был такой период, что все надоело. У нас ведь, у кукольников, нет никаких норм, у единственных из артистов. Когда мы начинали работать здесь, обычным делом было по 3-4 спектакля каждый день, зачастую даже в разных точках, еще репетиции, домой ночью. Бывало и так: приезжаем с гастролей, пересаживаемся в другой автобус - и опять на две недели, даже не заходя домой. И опять по 4 спектакля, и одно и то же... Я думаю, это немножко отравило прелесть профессии - автоматизм, игра-игра-игра, работа-работа-работа... Я понял, какая прелесть для драматического актера, когда выходишь на сцену по 4-5 раз в месяц. Ты отдаешься, работаешь с удовольствием, потому что не устал от этой гонки... Сейчас так в новогодние кампании, когда елки-елки-елки... Вот так у нас было в профессии, когда я только начинал. Ну, тогда был молодой, не замечал. А все равно, даже самая вкусная пища приедается, даже то, что любишь - не съешь этого два ведра! И вот, был у меня переломный момент, мне не захотелось работать. Я как раз стал помощником режиссера, но все равно играл, хотя уже меньше... А сейчас уже «наголодался» по профессии! Я думаю, что актеры, которые это будут читать, меня поймут!
- Киркоровым начали выступать, когда ролей стало меньше?
- В общем - да, по времени так все и совпало. Это моя сценическая отдушина, где я могу выплеснуться эмоционально. Но хотелось бы и в театре еще немножко поработать! Мне ведь два года до пенсии осталось. У нас, у кукольников, 25 лет на сцене - и все. Я могу и не уходить, это мое личное дело. Многие остаются, хотя имеют право уйти, пенсию получать.
- А у вас какие планы?
- Работать! Сколько у меня не было рекламы, все-таки самое лучшее-это «сарафанное радио»! Любые концерты, даже благотворительные - после обязательно куча заказов. Люди смотрят, друг другу рассказывают, нас начинают разыскивать... Одна женщина меня полгода искала, хотела матери сделать сюрприз на юбилей. Не знала, что я в Театре Кукол работаю, звонила 09, спрашивала про «Театр двойников», а ей все время отвечали: «Неттакихданных!» Зато потом - такой у них грандиозный праздник был! Все состоялось на улице, возле магазина, где мама работает. Меня привезли на шикарной машине, собралась большая толпа, маму вызвали прямо с рабочего места... У нее, конечно, просто шок был! Но радостный. (Смеется).
- А поклонницы киркоровские не одолевают?
- Десять назад Виктор Старокожев (он первый вывел меня на большую аудиторию) привез меня на площадь Уралмаша. И тут пошел та-акой ливень! Тогда были еще шнуровые микрофоны, меня начало бить током! Вокруг стояла охрана с зонтиками, я бросил микрофон охраннику, так и его «поколотило» тоже... Вот тогда я в первый раз увидел, что такое толпа, фанаты. Мы выезжали оттуда минут сорок! Девчонки ложились в лужи перед машиной, прямо в грязь, кричали: «Не пустим! Еще! Пой! Пой! Пой!..» Сейчас, бывает, автографы просят, в основном, девочки школьного возраста. Как-то я домой заехал, выхожу обратно, а у подъезда девчонки: «Мы уже час стоим, можно автограф?»
- У Евгения Орлова - или у Киркорова?
- А я не знаю! Расписываюсь специальной закорючкой, не поймешь. С автографом тоже интересно получилось. Люди стали просить - решил подобрать универсальный. Такую закорючку попробовал, сякую - одна понравилась. Стал ей расписываться. И однажды мне в театр приносят - мне все несут, что Киркорова касается, из газет, журналов вырезают картинки, статьи - и вот принесли портрет Кир¬корова. А внизу - его автограф. Я смотрю, глазам не верю, и думаю: «Господи! Это же я расписался!» Я расписываюсь, кладу рядом свой листок - один в один! От смешного до страшного... Эти совпадения! Подарил мне как-то магазин «Татарстан» халат, расшитый золотом вручную. Настолько шикарный, что я в нем работал. Это было летом. А в Новый год смотрим телевизор - выходит Киркоров в таком же халате, но только хуже! (Хохочет). Или, допустим, я ем - но вдруг по¬правляюсь ни с того ни с сего. Вижу Киркорова по телику - тоже «поплыл»! Начинаю жрать - никогда, сроду на диетах не сидел - но вдруг худею! Говорю Светке: ну, значит и Киркоров худеет. Смотрим - точно.
- Сталкивались ли вы с «криминальными двойниками»?
- Мне не раз поступали предложения поработать «за настоящего Киркорова». Деньги хорошие предлагали. Сумм не называли, но говорили: «Не обидим». Пока по югу с москвичами ездили, несколько раз предлагали - давайте, соберем стадион. В Чечню приглашали, тоже «на стадион»... Я всегда отказывался. Это страшно, и с «органами» связываться не стоит. На своих концертах я всегда оговариваю, обязательно, чтобы было объявление, что мы «Театр двойников». У официальных двойников это вообще - обычная практика, так что никакого обмана тут нет. Только я думаю, что всегда лучше это говорить в конце. Так интереснее! Пусть человек «купится», поверит - а потом удивится: ах, черт, ну надо же!
- Если бы в вашей жизни не случилось такого необычного сходства с Киркоровым, удовольствовались бы театром кукол?
- Может да... Хотя - нет! Мне Фортуна улыбается. Сводит с замечательными людьми, и мы остаемся друзьями, не просто: встретились, отработали, разбежались... Мне все говорят - с тобой невозможно по городу ходить! Потому что каждые 10 метров я кого-нибудь встречаю. Дай Бог каждому столько друзей, знакомых в таком миллионном городе, как наш!
Вера Цвиткис, Александр Архипов
Театральная газета № 7,  2005

 

К списку публикаций