ДВА АРТИСТА, ДВА ВЕСЕЛЫХ ДРУГА

10
Июнь

На большой сцене Екатеринбургского театра кукол 23 мая состоялся творческий вечер двух ведущих актеров — Валерия Бахарева и Алексея Пожарского. Повод — профессиональный юбилей, 25 лет служения родному театру. На двоих полвека.

Кукольников редко знают в лицо. В силу специфики своего искусства они зачастую скрыты от глаз зрителей то ширмой, то маской, то специально выстроенным светом, чтобы была видна только кукла. Мы решили исправить эту несправедливость и высветить софитом в темноте кулис наших юбиляров.
Для екатеринбургских кукольников не секрет, что Валерий и Алексей — закадычные друзья. Совместные номера в капустниках, бесконечные балагурства в перерывах репетиций прекрасно иллюстрируют дружбу, которой, а вот это мало кто знает, уже сорок лет. «Или даже больше, — говорит Пожарский, — это все в давние годы случилось. Мы из одного города, из Горнозаводска. Ходили в один садик с Валерием Владимировичем, в одну группу». Потом был небольшой перерыв в начальных классах — будущие актеры учились в разных школах. Став старшеклассниками, вновь встретились. Оба увлеклись театром. Примерно в одно и то же время пришли в драмкружок под руководством Елены Спицыной в Доме пионеров. «Меня привели одноклассницы, — вспоминает Алексей, — сказали, что не хватает мальчиков в студии, нужно пойти. Я пришел, и мне понравилось. Как то затянуло». В этот драмкружок пришел и Бахарев. «Там вновь встретились, — подхватывает Валерий, — Елена Анатольевна как-то спросила у нас, не хотим ли поступить в театральный. Мы подумали — а почему бы и нет?».
Поступали в ЕГТИ на курс Владимира Марченко, но слетели в самом финале, на третьем туре. В тот год, кроме Владимира Ивановича, набирали курсы два кукольника — Борис Сорокин и Владимир Гаранин. Алексей Пожарский поступил к Владимиру Николаевичу, а Валерий Бахарев к Борису Петровичу, но успел только поступить. В августе Сорокина не стало, и его курс взяла себе Надежда Холмогорова. Несмотря на то, что попали к разным мастерам, в общежитии института друзья оказались в одной комнате.
Началось долгое и увлекательное путешествие двух студентов из небольшого пермского городка в незнакомый мир театра кукол. Оба мои собеседника признаются, что не сразу получилось «врубиться» в новое для себя искусство.
«Раньше театр кукол не любил, — вспоминает Пожарский, — в детстве нас возили в Пермь на кукольные спектакли. Не понял этого искусства. И когда поступил в институт, долго не мог принять его и войти в русло. Я ведь как думал? Раз куклы — должны дать кукол каких-то. А их не давали — работа с руками, с предметами. Для меня это был темный лес. Оживление предмета… Что это? Как предмет может ожить? Что с ним дальше происходит? Только в конце второго, в начале третьего курса, когда появились первые куклы, возникли первые образы, я стал понимать, куда мы движемся».
«А меня хотели отчислить с первого курса, — смеется Бахарев, — мы делали этюды. Я выполнял все то же, что остальные, и никак не мог понять — почему мой мастер недоволен? А потому, что не подключал ни душу, ни сердце. И вот Надежда Гавриловна дала мне десять дней, за которые я должен был сделать три этюда. Вот тогда у меня щелкнуло, будто подключилось изнутри. Стал придумывать что-то свое, свои истории. После этого Надежда Гавриловна решила меня оставить». Потянулись наполненные самыми разными событиями студенческие годы. Актеры вспоминают, несмотря на то, что жили в одной комнате, виделись только ночью, когда возвращались с репетиций. Бахарев рассказывает, как накануне сдачи спектакля «Школа начинающего волка» заболел весь курс, включая и мастера, Надежду Холмогорову. «Все сопливили и говорили тяжело, — рассказывает Валерий, — а сдавать спектакль надо. Но у нас на курсе была сплоченность. Вместе репетировали и тут же вместе лечились — мазались «Звездочкой», дышали над картошкой… Сыграли».
«Я навсегда запомнил случай, когда мы сдавали актерское мастерство, — делится воспоминаниями Пожарский, — мастер сказал, что будет все на импровизации, без каких-либо заготовок. Для нас это был какой то нонсенс. Ведь уже отрепетировано! Но пришла комиссия и давала задания на определенные темы. Такой открытый урок мастерства. Вот тогда действительно был шок». Несмотря на стрессовую ситуацию, студенты прошли испытание.
На студенческие годы приходятся и первые роли. У Валерия это Медведь в «Школе начинающего волка». У Алексея — Король в спектакле «Король, который потерял свою корону». «Роль непростая, — вспоминает он. — Репетиции были длительными, и очень сильно попадало мне за то, что я там вытворял». «А у меня зато была самая тяжелая кукла, — парирует Бахарев, — целый медведь!».
Окончив ЕГТИ, друзья оказались в одном театре. В тот год многие выпускники были приглашены в Екатеринбургский кукольный. Вместе с нашими героями труппу пополнили и некоторые их однокурсники. Наталью Елисееву, Юлию Петрову и Александру Шолик и сегодня можно увидеть на сцене театра.
Сразу после института молодые актеры попали, что называется, с корабля на бал. В 1998 году театр после реконструкции принимал участников Уральскоко открытого фестиваля театров кукол, в работу которого тут же включились наши герои. Появились первые роли. У Валерия Бахарева сразу три — Тролль, Ветер и Пьеро в спектакле Альбины Сухоросовой «Стойкий оловянный солдатик». У Алексея Пожарского — заглавная роль в «Волшебной лампе Аладдина» Владимира Гаранина. В новогоднем представлении «Домовой и все-все-все…» друзья оказались вместе на сцене — обоим достались центральные роли. «Надо сказать, что до этого мы всегда действовали по сценарию, — говорит Алексей, — а здесь мы с Валерием попробовали импровизировать. Режиссеру Альбине Александровне Сухоросовой понравилось, и мы свои «коррективы» закрепили». Понравилось не только режиссеру. Зрители тоже оценили. Кассиры рассказывали актерам, что люди по несколько раз приходили за билетами именно на спектакль с их участием.
Спустя четверть века послужной список моих собеседников превысил полсотни ролей. Самыми важными своими работами они считают роли в спектаклях «Чайка» (Бахарев — Шамраев, Пожарский — Медведенко), и «The Hamlet (деревня)» (Бахарев — Полоний, Пожарский —Горацио). «Мне почему то всегда давали возрастные роли, — говорит Валерий, — хотя я был молодым актером. Что Полоний, что Шамраев — обоим по 50-60 лет. А это очень сложно: молодому парню сыграть столь взрослых людей».
Но не забывают и свои первые работы. «Аладдин для меня так и остался важной ролью, — признается Алексей Пожарский, — потому что я больше к характерным актерам отношусь, а это была лирическая роль». В «Волшебной лампе Аладдина» друзья тоже были на одной сцене. Валерий Бахарев в спектакле сыграл Визиря.
Оглядываясь на начало разговора, на желание учиться профессии драматического актера, спрашиваю, не жалеют, что оказались в театре кукол? «Нет!», — дуэтом отвечают мои собеседники. «В театре кукол больше возможностей, — продолжает Алексей, — мы здесь можем гораздо больше, чем в драматическом».
«В живом плане ты смотришь на человека, его эмоции, — подхватывает сказанное другом Валерий, — а мы, кукольники, должны те же самые человеческие эмоции передать кукле, чтобы она стала живой. Это, конечно, намного сложнее. И намного интересней».
Но и драматическая сцена случилась в творчестве наших героев. Валерий Бахарев играл в спектакле Александра Кудряшова «Мой Екб», поставленном по пьесе Марии Конторович (Театральная платформа «В Центре»). Алексей Пожарский участвовал на сцене ТЮЗа в лабораторной постановке «Стоптанные на балу туфельки» Эмили Валантен, до этого поставившей в Екатеринбургском театре кукол спектакль «Грибуль-Простофиля и Господин Шмель».
Сегодня Валерий Бахарев и Алексей Пожарский не только ведущие актеры театра. Валерий вместе с коллегой-актрисой Татьяной Жвакиной как режиссер поставил спектакль «Art-Механика». Алексей преподает в Центре ораторского искусства и сценической речи Вероники Москвиной.

Спустя 25 лет актеры продолжают служить театру, строят планы и не собираются останавливаться. Их общий творческий вечер так и назывался — «А знаешь, все еще будет…».

К списку публикаций