ЧАС БЕЛЫХ ЛЕБЕДЕЙ
Екатеринбургский театр кукол встретил Всемирный день кукольника премьерой. 20 марта, в канун профессионального праздника тех, кто служит искусству театра кукол, здесь на большой сцене впервые вышла к зрителям романтическая баллада «Братья-лебеди». Это — международная премьера: собственную авторскую инсценировку андерсеновской сказки поставил Олег Жюгжда, главный режиссер Гродненского театра кукол (Республика Беларусь).
Часы на сцене действуют на зрителя магически. А эти, закрывающие все «зеркало» сцены, — совсем особенные: они сами становятся сценой и чудом спектакля (художник Екатерина Трифанова, знакомая екатеринбуржцам по спектаклю «Госпожа Метелица»). Когда сказочное время неостановимо начинает свой ход, тихая звенящая музыка (белорусский композитор Павел Кондрусевич) обволакивает спектакль магической мантией-невидимкой и диктует ритм и плавность движений куклам — классическим марионеткам, которые играют эту историю об одиннадцати братьях-принцах, превращенных мачехой в белых лебедей, и о их сестре Элизе. Конечно, играют не куклы, а актеры, которые скрыты в темной глубине часов-сцены и появляются в часовых окошечках только тогда, когда сказочное время истекло: Оксана Боднар, Максим Удинцев, Алла Антипова, Наталья Елисеева, Анна Молчанова, Роман Есин, Татьяна Жвакина, Юлия Петрова, Николай Бабушкин, Алексей Пожарский, Глеб Яковенко, Евгений Шавкунов...
Единственный персонаж не прячет с самого начала свой живой облик. Великий творец снов и сказок Оле-Лукойе (Степан Роскош) здесь в виде тантамарески. Его доброе лукавое лицо и руки — человеческие, а ножки в смешных полосатых носках — тоненькие, кукольные, свешиваются с крышки сундука, волшебно появляющегося из «бездонных» часов. И только один персонаж — перчаточная кукла: белый мышонок Клаус. Мышей в андерсеновских сказках множество, а именем Клаус наречены сразу двое в одной истории. Этот хвостатый белый Клаус — хранитель специальной кунсткамеры. Он подает Оле-Лукойе один за другим драгоценные музейные артефакты. Калоши, которые приносят счастье, или огниво, или горошину, которой испытывали принцессу. По Андерсену, эту горошину действительно в конце сказки поместили в музей. Но Оле-Лукойе выбирает белое лебединое перо. Часы пробили этот Час Белых Лебедей: «Далеко-далеко, в той стране, куда улетают от нас на зиму ласточки, жил король...».
Часы, которые и астрономические часы с Луной и Солнцем на циферблате, и сцена-ширма, напоминают Староместские куранты в Праге. Там двенадцать апостолов вращаются по кругу, а здесь фигурки, появляющиеся в самом верхнем окошке, «дублируют» действие спектакля, вернее, становятся эпиграфами к его фрагментам. Вот светлый ангел, вот молодой король с охотничьим луком, а это архиепископ, а вот и палач, и снова — ангел. На страже всей этой часовой компании крепко спят «в боевой готовности» горгульи, похожие на собак, охранявших огниво. Куклы-марионетки с удлиненными пропорциями тел, с большеглазыми лицами словно спустились сюда с барельефов готических соборов или пришли из храмов раннего Северного Возрождения. Пока дети внимают истории — балладе, которую как мастер устного жанра рассказывает Оле-Лукойе, взрослые, знающие ее наизусть, предаются магии спектакля, где каждый образ рождает ассоциацию, где каждая деталь исполнена смысла. Жабы, брошенные мачехой-ведьмой на грудь Элизе, превращаются в красные розы — любимый цветок Андерсена, христианский символ мученичества. Романтическая баллада... Романтика прекрасна, но сопряжена с печалью, утратой иллюзий и не всегда с обретением.
Ханс Кристиан Андерсен изрядно побаивался детей. Он сочинял свои сказки и истории не для маленьких читателей, а для всех. Но именно дети во всем мире читают его сочинения и считают любимыми. Детям виднее, что им близко. Олег Жюгжда и наш театр кукол детей не боятся, разговаривают с ними на андерсеновском языке красоты и печали о таких недетских, казалось бы, вещах, как самоотверженность, жертвенность. О том, что слабый нежный человек может быть очень сильным, если сердце его полно любви, если душа чиста, как белые лебединые крылья. Это и пятилетнему малышу можно внятно показать немногословной, но многослойной театральной историей под тихую музыку сказочных часов.
Час Белых Лебедей завершится, маленький Клаус поможет Оле-Лукойе вместе с его зонтиками, золотым и черным, спрятаться в сказочном сундуке. И захлопнет крышку. До поры, до времени — до следующей истории.
Театр кукол Екатеринбурга в сентябре 2016 года в восьмой раз будет принимать международный фестиваль «Петрушка Великий» как его инициатор, организатор и гостеприимный хозяин. Первого марта завершился прием заявок от более чем 70 театров разных стран и городов. В фестивальную афишу войдут выбранные экспертами спектакли кукольников России, Франции, Италии,Бельгии, Польши, Греции, Чили... Екатеринбургский театр кукол будет представлен предыдущей постановкой того самого белорусского режиссера Олега Жюгжды «Ромео и Джульетта» и ещеодним спектаклем (название сейчас обсуждают и выбирают) по праву принимающей стороны.