БАРАБАШКА, ПЕТРУШКА И НОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ
Новый сезон Екатеринбургский театр кукол встречает с новым директором. Это кресло теперь занимает Пётр Стражников. Впрочем, называть его человеком новым язык не поворачивается:
- Вернулся сюда, как в родной дом. Я здесь работал директором с 1990-го по 2001-й год. То было время строительства нового здания театра, первой «Золотой маски» в городе, знаменитого кукольного фестиваля «Большой Урал», имевшего большой вес в стране. Я передал бразды правления, как мне кажется, когда театр был на высоком уровне. А сейчас вернулся.
- Традиции в театре сохранились? Или не успели ещё почувствовать ?
- Обо всех говорить не могу, но одна - точно: здесь есть Барабашка. Мне тогда ещё говорили, тут живёт домовой, который либо принимает, либо не принимает тебя в театр. Я зашёл в тёмный зал, поздоровался с тёмной сценой. Театр родной, хоть административная команда другая. Очень профессиональная, благодаря моей предшественнице - Светлане Николаевне Учайкиной. Она - молодец. Всё в отличном состоянии.
- Со зданием всё в порядке, а с творческой стороной?
- По-моему, некоторые творческие проблемы существуют. Сейчас пишу концепцию развития театра года на три-четыре. При блестящих капустниках, которые ребята делают, замечательных вечерах, спектакли, с моей точки зрения, несколько отстают по уровню. У нас есть в истории театра образцы, к которым надо тянуться.
- Труппа в кукольном очень сильная, молодая, позитивно заряженная, мобильная...
- Не просто сильная, а очень сильная. Но артистам негде реализоваться, они это в капустниках и выплескивают. Думаю, особое внимание необходимо уделить детскому репертуару. В Екатеринбурге в прошлый год случился бэби-бум. 18 000 новорождённых будут подрастать, подрастать и однажды придут в театр. Потому и нужны спектакли для самых маленьких. Но вообще-то кукольный, как я и задумывал прежде, - театр для всей семьи. Ошибочно думать, что он исключительно для детей. Никогда, нигде в мире он не был детским. Он для всех возрастов. Дело в акцентах. Вот мы и сделаем акцент на спектакли для самых маленьких, для всей семьи, когда приходят папа, мама, бабушка, дедушка и «ребёнки». Но театр не может жить без взрослого репертуара, тогда в нём начинается падение творческого уровня труппы. Артисты на детском репертуаре пропадают, у них нет такого куража, как на взрослых спектаклях.
- Проблема детского театра в двух плоскостях: отсутствие адекватных пьес и режиссёров...
- Работаем и над тем, и над другим. Из воздуха волшебства не бывает. Завтра не появится яркий творческий лидер, поэтому пока будем работать с теми режиссёрами, кто есть - Евгений Сивко, Павел Овсянников, Альбина Сухоросова, на горизонте вырисовывается очень интересная фигура Николая Бабушкина. Хочу пригласить на постановку известного художника Виктора Плотникова, который на прошлого «Петрушку Великого» привозил замечательный спектакль «Каприч'ио». Пермский режиссёр Сергей Федотов предложил «Маленькие трагедии» Пушкина.
- Кукольные трагедии?
- Именно кукольный вариант, несмотря на то, что его все знают как создателя знаменитого «Театра у Моста». Очень много просьб и пожеланий восстановить замечательный «Свет Ликующий» - такая вечная история. Почему его списали? Не знаю. Думаю, что появится «Гулливер»...
- Все фестивальные, гастрольные проекты, а их у театра много, остаются в силе?
- Конечно! То, что Екатеринбург - центр международного кукольного искусства, очевидно. В рамках года Россия-Франция, Франция-Россия в театре родился спектакль «Грибуль-простофиля...», с которым мы едем в Санкт-Петербург по приглашению французского института. На 2011-й год запланировано четыре поездки во Францию: январь-февраль, май, сентябрь-октябрь, ноябрь-декабрь. Две из .них — фестивальные и две крупные гастроли: 39 спектаклей. Я понимаю, что эти отъезды будут мешать репертуару (хочется начать что-то очень серьёзное), но все контракты подписаны, и мы должны этот путь пройти.
- Но главный фестиваль нынешнего года - «Петрушка Великий»?
- Пятый международный фестиваль откроется 14 сентября, приезжают из восьми стран 12 театров: Италия, Япония, Болгария, Польша, Иран, Армения. Необычным будет, скорее всего, болгарский спектакль «Заколдованный фаэтон». «Древние легенды Японии» - три театра из разных регионов страны в одном представлении. Очень сильный театр из Бреста покажет «Луну Сальери». Красивое название армянского спектакля для детей - «Сказка, упавшая с небес».
Россию будет представлять Челябинск, который привозит очень интересную работу - «Человек в футляре», по Чехову, естественно. Постановщик - многообещающий режиссёр Алексей Смирнов, с которым мы хотим сотрудничать. Из взрослых спектаклей - саратовский «Дон Жуан» и омский «Вий» и, конечно же, наш «Грибуль-простофиля и Господин Шмель». Подготовка к фестивалю идёт полным ходом. Одновременно репетируем «Садко», на постановку которого в прошлом году ребята выиграли грант Михаила Прохорова. Должен получиться большой, красивый спектакль. В эскизах декораций яйцо Фаберже, морские пейзажи, очень сложные конструкции. Проект обещает быть по крайней мере необычным. Планируем премьеру где-то в первых числах декабря. А открытие сезона - четыре фестивальных дня «Петрушки Великого».