ТВОРЯ ВОЛШЕБНЫЙ МИР

14
Октябрь

В сентябре в большом зале Свердловского регионального отделения Союза художников России открылась персональная выставка Юлии Селаври «Театр кукол: от замысла к воплощению». В экспозицию вошли эскизы костюмов, декораций, разработки персонажей, элементы бутафории, этапы работы мастера над куклами, запечатленные на фотографиях, а также фрагменты декораций из Екатеринбургского театра кукол, совершенно преобразившие зал Дома художника, превратившие строгое академическое пространство в волшебный мир театра.

 

Юлия Селаври продолжает традиции своей семьи, несколько поколений которой преданно служат искусству. Куклы и эскизы, созданные Юлией, участвуют в крупных выставках; ряд работ находится в частных коллекциях в России, Канаде, Израиле.

Особенностью экспозиции «Театр кукол: от замысла к воплощению» является то, что в ней представлен не только «фасад» кукольных спектаклей, который зритель видит на сцене, но и «кухня» (например, этапы создания персонажей к спектаклю «Бобок»). Неизгладимое впечатление на зрителей производят костюмы персонажей, которые можно рассмотреть детально, изучив все особенности фактур и материалов, оценив как оригинальность замысла, так и высокий уровень и изобретательность технического мастерства.

К каждому спектаклю Юлия Селаври подбирает свой визуальный ключ, помогающий открыть замысел режиссера, погружающий зрителей в особенный мир. Так, в эскизах костюмов и декораций, фотографиях кукол спектакля «Dostoyevsky_FM» по рассказу Достоевского «Бобок» воочию предстает духовная деградация «замогильных» персонажей, последний предел нравственного падения личности, самые отвратительные и циничные стороны человеческой натуры, выраженные через фантастическую образность — синий свет (фон эскизов), деформированные пропорции фигур, ломаную пластику, выпученные глаза героев. Напротив, «Кружевная сказка», воссоздающая мир деревенских посиделок с рассказами, которые ведут мастерицы-кружевницы, наполнена теплом и задушевностью, передаваемыми через имитацию кружевного плетения на деревянных палочках. Разнообразие узоров, чистота линий, мягкие, текучие, плавные линии геометрических или растительных обобщенных орнаментов, стилизованные изображения птиц, мифологических и сказочных персонажей на кружевах погружают зрителей в атмосферу спектакля, а колористическая гамма, состоящая из белого и голубого, напоминает о главной героине — Снегурушке.

В спектакле «Алиса/alice.net», где Селаври использует различные системы кукол — тростевые, ростовые, тантамарески, а также видеопроекции и приемы теневого театра, зрителя ждут волнующие и необыкновенные приключения. Костюмы (Королева, Советник, Белый Кролик), ростовые куклы (Оракул), элементы бутафории (часы) производят сильнейшее впечатление на зрителей.

Значительным событием культурной жизни Екатеринбурга в 2012 году стал спектакль по «Маленьким трагедиям» Пушкина. Куклы (Моцарт, Сальери, Иван, Жид, Альбер, Донна Анна, Лаура), макет и элемент декорации (орга́н), находящиеся в экспозиции, погружают в мир пушкинской драматургии. Поразительно техническое мастерство, с которым выполнены персонажи и элементы декораций. Эта работа получила специальный диплом областного фестиваля «Браво!» — «За образное художественное решение спектакля».

Почти половина выставочного пространства наполнена оформлением кукольного спектакля по пьесе Шекспира «Ромео и Джульетта». В экспозиции представлены: сценография, макет, куклы, костюмы, фрагменты декораций, фото отдельных сцен. В спектакле присутствуют разные системы — куклы наряду с использованием масок, больших кукол-манекенов и актерской игрой в живом плане. В сценографическом решении Юлия Селаври применила принцип Праздника мертвых, в основе которого вера, что в этот день все умершие возвращаются в мир живых. Замена голов кукол на черепа дает шокирующе-комический эффект, особенно когда уже заведомо мертвым персонажам по ходу действия приходится умирать.
Центральный образ как элемент средневекового карнавала и как сценографическая доминанта — образ торжествующей Смерти. Все это делает прочтение персонажей объемным и выразительным, спектакль наполняется полифонией смыслов и образов.

К списку публикаций