СПЕКТАКЛЬ ЧЕЛЯБИНСКОГО ТЕАТРА КУКОЛ «УДИВИТЕЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ КРОЛИКА ЭДВАРДА» ПОЛУЧИЛ НАГРАДУ

19
Сентябрь

VI международный фестиваль «Петрушка Великий» прошел в Екатеринбурге.
Кажется, это называется дежа-вю: нечто, очень похожее на виденное ранее. 5 месяцев назад знаменитый режиссер театра кукол, создатель магнитогорского «Буратино» Виктор Шрайман вручал в Москве, на сцене Большого театра, «Золотые маски» Александру Бороку и Захару Давыдову – режиссеру и художнику челябинского спектакля «Удивительное путешествие кролика Эдварда».
В минувший вторник мизансцена почти повторилась на сцене Екатеринбургского театра кукол во время заключительной церемонии VI международного фестиваля «Петрушка Великий» (он проводится раз в два года и по праву считается одним из самых авторитетных форумов кукольников не только России, но и Европы). Член жюри фестиваля Виктор Шрайман пригласил на сцену Захара Давыдова для вручения диплома «За решение сценического пространства» (одна из главных наград фестиваля). Захара в зале не было, так что на сцену поднялся Александр Борок.
В этот же день был сыгран последний (17-й) спектакль конкурсной программы фестиваля – пушкинские «Маленькие трагедии». Это премьера Екатеринбургского театра кукол, которую поставил нынешний главный режиссер магнитогорского «Буратино» Сергей Ягодкин. Безусловной удачей спектакль не стал (у этого создания пушкинского гения вообще непростая сценическая судьба, к тому же из спектакля выпал «Каменный гость»), но актерскую работу Германа Варфоломеева жюри отметило.
Так сложилось, что на нынешнем «Петрушке Великом» сошлись два театра, носящих имя легендарного режиссера театра кукол Валерия Вольховского – челябинский, где он работал в 70-80-е, и воронежский театр «Шут», где служил с 1986-го по 2003-й. И в Челябинске, и в Воронеже сотворцом мастера была художница Елена Луценко. Она привезла в Екатеринбург свою воронежскую «Каштанку» и была отмечена дипломом жюри «За высокую культуру и профессионализм».
Еще одна «Каштанка» приехала на фестиваль из Красноярска, ее режиссер Владимир Гусаров когда-то возглавлял Челябинский кукольный.
Театры из Хакасии и Карелии, Польши и Франции («Старик и море» «Смэш-театра» из Бордо – одно из открытий фестиваля), Чехии и Германии, Италии и Сербии, Казахстана и Белоруссии… Именно спектакль белорусского театра из города Гродно «Пиковая дама» (режиссер Олег Жюгжда) стал абсолютным триумфатором фестиваля. Эта виртуозная, профессионально безупречная работа, где встречаются и даже вступают в некий поединок «Пиковая дама» Пушкина и «Пиковая дама» Чайковского, уже собрала немало наград на других фестивалях. «Петрушка Великий» добавил к ним актерские награды Ларисы Микулич и Александра Енджеевского, приз «Признание» (его вручают по результатам голосования всех участников фестиваля) и Гран-при.
Вообще же творческое состязание проходило удивительно мирно (кукольники вообще самое миролюбивое и душевное театральное сообщество). Все были интересны друг другу, все дружно собирались на ежедневные профессиональные разборы фестивальных спектаклей, что проводили члены жюри (режиссеры Валерий Шадский и Виктор Шрайман, театральные критики Ольга Глазунова и Арина Шепелева и председатель – известный польский театровед и деятель театра кукол Марек Вашкель), все не хотели расходиться вечерами. Есть надежда, что эта профессиональная и человеческая атмосфера в конце октября переселится в Челябинский театр кукол, где Александр Борок намерен после затянувшегося перерыва возродить свой фестиваль «Соломенный жаворонок».

К списку публикаций