"ПЕТРУШКА ВЕЛИКИЙ" ЗАГОВОРИЛ НА САНГА

05
Октябрь

В то время, как вы будете держать в руках эту газету, уважаемый читатель, актеры Екатеринбургского Театра кукол впервые выйдут на сцену Международного театрального фестиваля "Золотой дельфин" в болгарской Варне. Спектакль А.Ефимова "Иллюзион" представит европейской публике уральское искусство, и, следовательно, нас с вами и нашу жизнь.
(Вместо эпиграфа). 

Единственный директор театра в Екатеринбурге, отмечающий свой день рождения в момент традиционного открытия сезона, - это директор Театра кукол. Хотя Петр Стражников намного моложе своего театра, которому 6 ноября исполнится 67 лет, именно он стоит у истоков "второй жизни" Кукольного.  Ибо возвел новое здание театра, украшающее сегодня центр города. И за несколько последних лет "перекроил" экономику театрального производства в соответствии с требованиями времени так, что сделал театр - с учетом специфики жанра - финансово успешным предприятием.

 

Завершившийся 25 июня 67-й сезон Кукольного театра был невероятно насыщенным. Начавшись VII Открытым Уральским фестивалем театров кукол на вновь построенной сцене (между прочим, ручной работы занавес в Большом зале по уникальности дизайна и исполнения не имеет себе равных в России), он принес с собой и поездки в Германию и Белоруссию, и новогоднюю компанию под знаком Пушкинского юбилея, и премьеры интересных спектаклей, среди которых особенно выделялся "Соловей" режиссера и художника А.Ефимова - изысканный, необыкновенно красивый, наполненный магией современных чудес сценический перессказ андерсеновского шедевра. 68 тысяч зрителей, из них 5 тысяч ребятишек - бесплатно, посмотрели 315 спектаклей. А из творческих недр театра под конец сезона родилась собственная премия "Петрушка Великий" - для всех преданных служителей: от актеров до вахтеров. И 10 первых лауреатов пошли в отпуск, унося статуэтки бессмертного российского скомороха на пьедестале из уральского самоцвета. Петрушка стоит, обратив лицо к небу, на голове - неснашиваемый колпак, руки подняты в порыве, вобравшем в себя и удивление, и радость, и восхищение...

 

Вот таким (как придумал художник, лауреат "Золотой маски - 97" А.Ефимов) он и поехал накануне 68-ого сезона вместе со спектаклем "Дон Жуан" на фестиваль "Рязанские смотрины - 99", чтобы выйти из стен театра на российские просторы. "Дон Жуана" в Рязани встретили с неподдельным интересом. Непростой судьбы спектакль произвел на публику впечатление "великолепным актерским ансамблем" - за что были получены Диплом и приз, а на заключительном банкете поднят тост "За самый ЖИВОЙ спектакль фестиваля!". Петрушка же Великий домой не вернулся: театр передал его как знак признания блестящего актерского, режиссерского и музыкального таланта молодому московскому актеру, автору и исполнителю моноспектакля "Маленькие трагедии" А.Денникову. Возможно, он покажет "Маленькие трагедии" на сцене Екатеринбургского театра кукол. Переговоры с артистом ведутся; во всяком случае, с кукольным "спектаклем №1" 1999 года очень хотят познакомить и нас с вами.

 

На один день приезжал из Москвы в Рязань заслуженный артист России, студент "Щуки" (Высшего театрального училища им. Б.В.Щукина) А.Тушканов.  В этом году он стал учеником на режиссерском курсе Вилькина, и должен возвратиться в Екатеринбург - Мастером - уже в XXI веке. А в последние месяцы века нынешнего отметят творческие даты актриса и режиссер наших "Кукол" А.Сухоросова - 30-летие в искусстве, и заслуженный артист России А.Герасимов - 40 лет на той же нелегкой ниве.

Для Альбины Александровны Сухоросовой определенно есть нечто символическое в том, что нерядовой сезон 1999 - 2000 гг. в театре открывается ее новой премьерой. Вместе с художником А.Меленьевым и композитором С.Сидельниковым она придумала "странно-иностраное представление с заморскими гостями" на русской народной платформе "Теремок". Вечный Иван собирает настоящий фестиваль национальных "Теремков", выступая его режиссером и  продюсером, зазывалой и рекламным агентом. А чтобы заморские гости не были совсем уж фиктивными персонажами, посадили за работу членов Уральской Ассоциации переводчиков. И они создали японский, итальянский, польский и африканский (на языке санга) варианты любимой детской сказки. Актеры назубок выучили все тексты, от "несложного" польского до экзотического санга, и сейчас с нешуточным трудом возвращаются к родному.

 

Как универсальную фестивальную прививку спектакль можно использовать для самых широких зрительских масс, и 1 октября - в день открытия сезона - начнется озорная театральная "вакцинация". Еще два новых названия стоят в октябрьской афише Кукольного театра вслед за "Теремком": "В гостях у дядюшки Римуса" по сказкам Д.Ч.Харриса и бажовский  "Синюшкин колодец".

 

Срок появления на сцене следующей премьеры неожиданно не скор - светлый праздник Рождества Христова. Ему посвящено необыкновенное представление, о котором и сам театр еще не все до конца знает. Режиссер В.Гаранин будет работать над философско-религиозной мистерией "Свет ликующий", и рассказ о подготовке этого сложного, очень дорогого проекта пойдет с будущими зрителями только в конце ноября. Сегодня уже есть драматическое произведение Е.Касимова и И.Северовой под тем же названием, есть первый макет совершенно "не кукольных" декораций и десятки костюмных эскизов А.Шубина - от них захватывает дух. Не решено, чья музыка будет звучать со сцены. Что вообще будет происходить - тайна...

 

Как всегда - тайна, когда речь заходит о будущем. Но сезон открылся, и мы шаг за шагом начинаем приближаться к разгадкам. Или, может быть, к новым... тайнам?

К списку публикаций